Меню

Стенная роспись по только что нанесенной сырой штукатурке это



Роспись стен по сырой штукатурке – полное описание технологии

Роспись стен по сырой штукатурке – полное описание технологии. Роспись по сырой штукатурке пришла к нам издавна, и по такой технологии расписывали сохранившиеся дворцы и древние храмы.

Такой метод внутренней и наружной отделки стеновых поверхностей дает возможность создавать индивидуальный и неповторимый образ в общественных и жилых помещениях.

Кстати, расписывать можно и сухие, и сырые оштукатуренные поверхности стен. Чтобы создавать на стенах настоящие невероятные шедевры, потребуется приглашать художника, который умеет работать в этом направлении. Несложные рисунки или узоры можно наносить собственноручно, но для этого потребуется изучить технологию стеновой росписи.

Общие сведения

Разновидности росписи

Живопись по штукатурке с каждым годом становится все популярнее и является прекрасной альтернативой. Большинство людей интересуется, как переводится роспись по сырой штукатурке, и с итальянского языка слово «сырой» переводится, как «фреска».

Есть два метода нанесения:

  • Роспись по сухой поверхности, которую может выполнить художник или просто человек, который умеет красиво рисовать. Обойдется ручная работа куда дороже, чем роспись по влажной поверхности штукатурки с эскизом.
  • Роспись по сырой штукатурке – это фреска. Следует успеть нанести изображение до того, как просохнет поверхность. Для такой техники требуется тщательная подготовка.

Обратите внимание, что технология выполнения росписи и по сухой, и по влажной поверхности существенно отличается. При выборе способа нанесения следует руководствоваться требованиями ко внешнему виду изображений, наличием времени и средств, а еще личными навыками рисования.

Технология изготовления фресок

Даже если вы не планируете проводить работы своими руками, все равно потребуется контролировать специалистов. От того, насколько четко будут соблюдены технологии проведения работ, будет зависеть окончательный результат, а еще долговечность изображения. При нарушении процесса технологии может получиться, что изображение спустя время станет осыпаться и трескаться.

Чтобы создавать качественные изображения на стенах, потребуется:

  • В роли основания применяют не успевшую просохнуть оштукатуренную в несколько слоев стенку.
  • Эскиз рисунка требуется заранее подготовить заранее, если он будет занимать большую площадь, его следует поделить на секции.
  • На влажную штукатурку нанесите эскиз, а после разукрасьте его, придерживаясь технологии нанесения.

Технология нанесения фрески потребует определенного умения, а также мастерства художника. Если вы не уверены в своих силах, то лучше пригласить профессионала.

Подробности

Обзор технологии

Выбор изображения

Поверхность стены, на которую будет нанесено изображение, должны быть естественно освещенной и открытой. Если стеновая роспись будет сделана своими руками, стоит выбирать несложные изображения, в которых не более 3 цветов.

Подготовка поверхности

Чтобы слой штукатурки держался крепко, следует сделать поверхность, на которую будет нанесен раствор, по максимуму шершавой. Для начала уделите все отслаивающиеся части строительных материалов, и для более прочного сцепления следует проделать посредством отбойного молотка или перфоратора неглубокие выбоины на стеновой поверхности.

Обратите внимание, что, если стены ранее были оштукатурены, следует сбить раствор в тех местах, где он плохо держится. Грунтование стен обеспечивает прекрасное схватывание материалов и поспособствует обеспыливанию поверхности.

Изготовление раствора

Для росписи красками по сырой штукатурке требуется подготовить раствор на основе свежей извести самого высокого сорта с добавлением кварцевого песка или кирпичной крошки. Кстати, последняя добавка увеличивает длительность просыхания раствора, и это даст возможность нанести рисунок. Известь стоит предварительно гасить водой до прекращения в растворе соответствующих реакций. Для этого оставьте настаиваться известь, которая будет залита водой, на несколько суток. Состав раствора для каждого слоя потребуется разный, и в таблице мы привели пропорции смешиваемых между собой компонентов.

Слой Наполнитель Известь
Для первичного слоя 6 мер 2 меры
Для последнего слоя 4.4 меры 2 меры
При нанесении трех и больше слоев 3.6 меры 2 меры

Нанесение штукатурного состава

Для того, чтобы получился идеальный результат, следует четко следовать технике нанесения. Работу следует производить в несколько этапов, и от их выполнения будет зависеть внешний вид, а также качество рисунка.

Этапы нанесения следующие:

  1. Поверхность стены следует увлажнить за сутки до начала выполнения работ, а после повторно за 1.5-2 часа до непосредственного нанесения штукатурки.
  2. Первый слой следует наносить посредством наброса на хорошо увлаженную поверхность стены. Раствор следует распределить при помощи терки без разравнивания. При этом толщина слоя должна быть от 0.3 до 0.6 см.
  3. Раствор при просыхании следует уплотнить методом простукивания. Чистовую затирку проводить не стоит. Для хорошего сцепления слоев между собой должна получиться шершавая и грубая поверхность. Можно придавать рельефность, нанося шпателем волнистые линии с глубиной до 0.2 см.
  4. Каждый дальнейший слой наносят после просыхания последнего. Первый слой должен быть самым толстым, и просыхать он будет от 10 до 14 дней.
  5. Увлажните поверхность, а после нанесите второй слой средства. Если на поверхности появляется налет белого цвета, если следует счищать, потому что он будет препятствовать связке слоев штукатурки. Возможно нанесение до 7 слоев средства.
  6. Финальный слой должен быть обязательно с кварцевым песок (и тут недопустима кирпичная крошка и прочие добавки). Раствор следует нанести с толщиной 0.1-0.3 см на заранее увлаженную поверхность. Учтите тот факт, что финишный раствор очень быстро просыхает, и если у вас нет опыта работ, то стоит наносить его малыми участками по ½ квадратных метра.

Обратите внимание, что консистенция раствор должна быть такой, чтобы шпатель, который в него опущен, выходил сухим. Это будет гарантировать минимальную степень усадки раствора после его нанесения на поверхность стены, и для повышения степени крепости в штукатурный раствор следует добавить льняное волокно и рубленую пеньку.

Читайте также:  Как приготовить состав венецианской штукатурки

Нанесение рисунка

Даже опытные специалисты заранее готовят рисунок на плотной бумаге. Прорисовать каждую деталь необязательно, главное, чтобы вы четко выделили контуры основных элементов. Если компания будет иметь большие размеры, то ее следует разрезать на несколько частей одинакового размера. Учитывайте при выборе размера, что каждая из частей должна быть нанесена на поверхность стен в один заход.

Предлагаем вам посмотреть мастер-класс в видео. Вот пошаговая инструкция о росписи стен по сырой штукатурке:

  1. Когда поверхность будет выровнена, следует перенести контуры рисунка на влажный слой штукатурного состава посредством способа прокладывания иглой по контуру рисунка или же методом выдавливания. Интересной идеей будет перенос контура посредством обведения изображения, которое передается диапроектором.
  2. Рисовать при помощи красок по сырой штукатурке начинают с больших по размеру объектов, и постепенно переходит на более мелкие по размеру детали. Также применяют мягкие кисточки. Прорисовывать следует от светлых элементов, и постепенно окрашивать более темные участки. Когда закрашивание будет окончено, проходят все вторым слоем, начиная наносить сначала темные тона, а после постепенно передвигаться к светлым.
  3. Места стыка краев росписи следует аккуратно подрезать посредством ножа, чтобы получился наружный скос. Накладывают на незаполненные края штукатурный состав и разглаживают, чтобы не было заметно шва, и после продолжают процесс росписи.
  4. После того, как рисунок будет проработан, следует нанести тени, выделить основные слои, все подкрасить и лессировать.
  5. После просыхание изображения поверхность требуется хорошенько отшлифовать. После этого рисунок натирают посредством воска, который будет защищать поверхность от выцветания и разрушения лакокрасочного материала от внешних воздействий. Подробнее о нанесении фрески на стену следует посмотреть в видеоуроке.

Пока кисточка легко скользит по поверхности стены, краска будет прекрасно впитываться, проникая внутрь основания и закрепляясь в ней. Если после мазка остаются бороздки, штукатурка просохла, следует срезать ее на участке, нанести новый слой штукатурного раствора и лишь после этого продолжить наносить рисунки. По окончанию раскрашивания фрески ее нельзя трогать 1-2 недели. Дело в том, что лакокрасочный материал будет впитываться неравномерно, и потому пока поверхность просыхает, насыщенность красок может несколько раз поменяться. Когда изображение просохнет, оно приобретет нужный вид.

Рекомендации

Чтобы получилось более качественное изображение на поверхности стены, следует учесть такие советы:

  • При выборе лакокрасочного материала учтите, что после просыхания цвет станет значительно бледнее, и поэтому заранее купите более яркие краски.
  • Изображение следует подобрать таким образом, что, если поменяется назначение комнаты, оно гармонировало с оформлением нового помещения. Не следует выбирать кричащие, раздражающие тона, а также картины со сценами войны и прочего.
  • Пока просыхает штукатурка, помещение следует защитить от сквозняков, прямых лучей солнца и резких температурных перепадов.
  • Краски наносить с легким нажимом кисточки, чтобы основание не было повреждено. Наносите все в тонкий слой, так как толстый не в полной мере впитывается в поверхность штукатурки.
  • Для изображения дымки в пигменты следует добавить известные белила.

Лакокрасочные материалы следует наносить от более светлого оттенка к темному. Обязательно соблюдайте эту последовательность, чтобы светлые тона успели впитаться в слой штукатурки. Когда вы будете двигаться в обратном направлении, то будет заметно, где тон поблек и его следует обновить.

Роспись по сухой штукатурке

Используют такой тип отделки куда реже, нежели фреску. Называют метод нанесения рисунка на сухие стены, как Альсекко. Предлагаем посмотреть подробный мастер-класс в видео. Из-за того, что художник не зависит от процесса просыхания поверхности, такой вид работ не требует скоростного выполнения. Для росписи используют краски на базе известкового, а также казеинового теста. Она в полной мере безопасные для человеческого здоровья и подойдут даже для оформления детских комнат. С такой работой справляются профессиональные художники или люди, которые умеют отлично рисовать. Ручная работа стоит дороже, неповторимая, нежели нанесение рисунка по эскизу. До нанесения изображения поверхность стены так же следует увлажнить, и краски наносят в несколько слоев. Каждый дальнейший слой накладывают после просыхания предыдущего.

ЛКМ для росписи

Для росписи красками по сырой штукатурке требуется выбрать лакокрасочный материал, и это могут быть водяные, темперные или известковые краски. Рассмотрим о каждом виде по отдельности.

На водной основе

Известковые

Темперные

Разновидность лакокрасочного материала Свойства
Колеры можно разбавлять водой, а еще можно добавлять в состав гидрат кальция окиси (известь).
Краски делают на базе известкового теста или воды известкового типа. Ими удобно вносить поправки на просохшем основании.
Используют для того, чтобы ретушировать готовое изображение. В составе есть казеин, яйца, добавки, сухие пигменты, вещества для замедления просыхания краски.
Клеевые

Итоги

В продаже есть огромное количество видов лакокрасочного материала для росписи стеновых поверхностей по сухой и сырой штукатурке. Мастер при проведении работ должен учесть все нюансы используемой техники накладывания. Важно не допустить нарушения целостности слоя штукатурки. Это может произойти, если художник из-за отсутствия опыта пытается смешать накладываемый оттенок с непросохшим цветом от предыдущего слоя. Живопись с применением больше 3 оттенков цвета требует особого мастерства и внимания. Живопись по сырой штукатурке обретает огромную популярность за счет возможности создавать необычные изображения на стеновых поверхностях.

Источник

Живопись по сырой штукатурке водяными красками

Живопись по сырой штукатурке называется фреской. Слово это происходит от итальянского fresco — «свежий». На сегодняшний день это не самая популярная идея в оформлении интерьеров, куда чаще используется роспись по сухой стене. Сухая роспись позволяет работать без жестких временных рамок, нетребовательна к основанию и главное — может быть выполнена человеком, не обладающим квалификацией художника, по шаблонам. С фреской этот номер не пройдет.

Немного истории

Искусство росписи по сырой штукатурке зародилось в античном Средиземноморье. Популярностью своей этот метод был обязан дешевым краскам, которые изготавливались из местного минерального сырья и разводились водой. В Риме фресковая живопись украшала дома богатых людей и общественные здания, примеры таких работ можно увидеть в Помпеях и Геркулануме, где живопись хорошо сохранилась благодаря стоящему рядом Везувию: города были засыпаны пеплом в начале нашей эры.

Свое развитие фреска получила в Средние века, где она стала непременным атрибутом храмов. Особенно славились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа художника. Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом: такая роспись была практически вечной, ведь краска впитывалась в штукатурку и схватывалась вместе с ней. При высыхании она несколько блекла, но это компенсировалось главным назначением фрески: она делалась в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалось на некотором расстоянии от него.

Живопись по сырой штукатурке господствовала в храмах вплоть до XVIII века, постепенно вытесняясь другими формами оформления интерьера.

Суть процесса

Известковая штукатурка, состоящая из гашеной извести и песка, наносится на стенку в несколько слоев, верхний из которых и покрывается живописью. Краски для фрески водорастворимые, готовятся на известковой, казеиновой или силикатной основе. При нанесении на сырую штукатурку они впитываются в нее и по мере схватывания раствора так в нем и остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии этот процесс выглядит так:

Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О,

где Са (ОН)2 — гашеная известь (гидроксид кальция), СО2 — углекислый газ.

Полученная таким образом картина является неотъемлемой частью стены, и смыть ее не получится. Можно лишь закрасить или сбить штукатурку совсем.

Нужна ли фреска в квартире

Фреска является одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы можете снять и перевесить в другое место, со стенной росписью так не получится.

Изначально любое монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью всего комплекса. Может быть, это будет грубо сказано по отношению к работе художника, но фреска в квартире станет альтернативой окраске или обоям, только с более высокой стоимостью.

Перед тем как решиться на такое украшение вашей стены (или потолка, если высота позволяет), продумайте композицию, которую вы там разместите. Лучше даже проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Дело в том, что понравившаяся вам картинка может совершенно не вписываться в ваш интерьер. То, что хорошо смотрится под куполом собора, совершенно не подойдет для декорирования стены в хрущевке.

Еще один важный момент, о котором хочется предупредить — это квалификация. Чаще всего современные художники не обладают навыками штукатурных работ, а у штукатуров совсем плохо с художественными талантами. Мастера Средневековья владели и тем, и другим, им было проще. У вас есть два выхода из создавшегося положения:

  1. Нанять художника и работать в паре, освоив штукатурные работы.
  2. Попробовать все сделать самостоятельно.

Одно важное предупреждение: если у вас нет никаких знаний о свойствах красок, композиции, светотени, и вообще художественных навыков, не стоит начинать учиться на фреске. Поверьте, это не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамки схватывания слоя штукатурки и, скорее всего, испортите и стену, и материал. Оценивайте свои возможности реально.

Материалы и технология штукатурных работ

Живопись по сырой штукатурке водяными красками состоит из двух этапов — штукатурных работ и росписи. Причем оба этих процесса накладываются друг на друга. Поэтому каждый этап рассмотрим подробно.

Фреска выполняется по самому распространенному в советское время штукатурному покрытию — известково-песчаному раствору.

Этот раствор разводится в пропорции 1:4, где 1 — это гашеная известь, а 4 — песок. Финишные слои разводятся в пропорции 1:2,5, и вместо песка желательно использовать порошок из тертого кирпича.

В продаже известь бывает в виде известкового теста, порошка негашеной извести и порошка-пушонки (гашеной). Дешевая известь производится из отходов производства и является тощей: содержание оксида кальция в ней меньше, и гасится она медленно; иногда гашение занимает год. Использование низкокачественной извести под фреску не рекомендуется. Из-за медленного гашения и множества примесей она будет давать высол, из-за которого может отстать от стены и образовывать некрасивые потеки на поверхности штукатурного слоя, а то и вовсе расслаиваться.

Раньше художники известь тщательно промывали и перемешивали, добиваясь полного гашения. Сейчас есть возможность приобрести чистую известь и погасить ее дома, а если нет для этого места — купить пушонку.

Песок для раствора должен быть чистым. Оптимальный вариант — это речной песок. Песок лучше просеять через мелкое сито: в отличие от кладочных растворов, штукатурные любят мелкий песок, растворы на нем более пластичные. Если вам жалко времени, то сделайте просев хотя бы на верхние слои.

Этапы работы

Оштукатуривание стен производится в три этапа:

Это как минимум три слоя. Максимальное число может достигать семи, и для известковых растворов это важно. При нанесении слоя более 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, поэтому заранее оцените кривизну вашей стены, может быть, понадобятся дополнительные наметы.

Самым лучшим основанием для известковых растворов является кирпичная стена, чуть хуже — бетонная. Если ваша стена оклеена обоями, то их необходимо снять, равно как и нижележащие слои старой штукатурки, особенно если она плохо держится. Кривую стену необходимо армировать. Для этой цели может подойти штукатурная сетка, причем под фреску лучше использовать изделия из полимерных материалов. Раньше мастера в нижние слои замешивали солому, в верхние — льняное волокно. Сейчас в них нет необходимости, но укрепление излишне толстого слоя будет нужно обязательно.

К стене крепятся временные маячки, которые служат для выравнивания первого слоя. Набрызг можно производить мастерком или с насоса (в промышленных объемах пользуются именно им). Излишки снимаются при помощи правила. Если набрызг получается толстым, имеет смысл растянуть его на 2—3 раза, так вы избежите трещин. Сетку в таком случае лучше ставить именно в этот слой, предварительно вытащив маячки.

Когда набрызг частично схватится, можно приступать к грунтованию. Для этого нужен более густой раствор, который наносится на стену мастерком и перетирается полутерком. Излишки снимаются правилом. При этом важно контролировать качество работ уровнем и тем же правилом — именно на этом этапе завершается геометрическое выравнивание стены.

Раствор для укрывного слоя делается более жидким, в качестве заполнителя используется мелкий песок или тертый кирпич. Последний предпочтительнее, поскольку хорошо задерживает влагу, необходимую для полноценного схватывания раствора. Слой укрывки невелик, не более 2—5 мм, и наносится он при помощи терки.

Важно: за один прием для фресковой живописи наносится столько укрывки, сколько вы в состоянии покрыть фреской. Поэтому производительность труда лучше определить заранее. Опытный мастер в день расписывает 6—9 квадратных метров, но все зависит от выбранной композиции. Внимание к деталям резко снижает производительность.

Краски и их применение

Поскольку известковый раствор обладает щелочной реакцией, при замесе красок требуются щелочеустойчивые пигменты. К таким пигментам относятся:

  • киноварь;
  • оксид хрома;
  • охра;
  • ультрамарин;
  • сажа;
  • мумия;
  • перекись марганца;
  • железный сурик;
  • умбра;
  • лимонный;
  • бордо;
  • сиена;
  • оранжевый;
  • алый.

На сегодня таких пигментов намного больше, но при покупке всегда учитывайте два фактора — растворимость в воде и устойчивость к щелочам. Невнимание ко второму может обернуться как изменением цвета, так и полным обесцвечиванием. Если вы сомневаетесь в том, как поведет себя пигмент в дальнейшем, можно посоветовать испытать его. Для этого разведите его в том составе, которым планируете работать (вода и известь, вода, известь и казеин), и нанесите на предварительно заготовленный кусок штукатурки. Если вы новичок, следует сделать это со всеми пигментами.

Разводится краска негусто, при нанесении нужно пользоваться мягкой кистью.

Если вы расписываете стену впервые, имеет смысл заготовить шаблон на бумаге в натуральную величину. Его прикладывают к стене и иголкой протыкают контуры основных фигур, чтобы получить отпечаток на штукатурке. После этого контуры можно начать обводить. Лучше начинать со светлых слоев, переходя постепенно к более темным. Хорошо работает послойное нанесение, позволяя финишному цвету лучше проявить себя.

Светлые участки можно выбелить разведенной гашеной известью, и только потом наносить основные цвета.

По окончании рабочего дня не заполненную росписью штукатурку следует срезать наискось канцелярским ножом на толщину укрывного слоя, чтобы шов в последующем был незаметен.

Некоторые варианты красок

Помимо простых водных и казеиновых растворов, существуют способы разведения красок на яйце и жидком стекле.

Краски, полученные смешиванием пигмента с яйцом, называют темперными. Они прекрасно подходят для известковых оснований, поскольку яичный белок альбумин реагирует с известью, в результате чего получается очень прочное вещество — кальция альбуминат.

Разводят темперные составы на квасе, пиве или вине, добавляя в них яичные составляющие и пигмент. Желток как основа имеет серьезный недостаток — высохшая краска, разведенная на желтке, теряет яркость. Положение может спасти покрытие, но при этом такая живопись перестает быть собственно фреской. Белок в этом отношении работает куда лучше.

Темперная живопись более плотная и лучше сохраняет тон.

Для росписи наружных стен хорошо подходят краски на основе жидкого стекла. Они разводятся на палитре, а в качестве укрывного слоя под них лучше всего подойдет раствор 1:4, то есть 1 часть извести и 4 части трепела. Эта пористая горная порода очень хорошо впитывает краску. При контакте с известью жидкое стекло дает очень устойчивую и нерастворимую субстанцию намного прочнее фрески.

Если вы взвесили все за и против и решились на фреску в вашем доме, подойдите к процессу немного не так, как к станковой композиции. Хорошая фреска создает настроение на некотором расстоянии. Мелкие детали на ней прописать сложно, да и не нужно. Куда лучше будет уделить внимание контурам, цветам и светотени, ведь именно от них зависит, впишется ли фреска в интерьер вашего жилья.

Источник