Меню

Грунтовка бумаги для масляный красок



Способ подготовки бумаги под масляную живопись

Из бесед с Владимиром Макухиным.

Еще вот Михал Михалыч говорил, и я этим пользуюсь, и студентам рекомендую (не все этим пользуются, правда) – все же хорошо, когда можно по бумаге хорошо писать (маслом по бумаге).
Обычно я делаю акрил-фисташковым лаком, но сейчас акрил-стирольный есть, акрил-фисташковый перестали выпускать, заменили его (но у меня есть еще запас старого лака акрил-фисташкового).
Я просто натягиваю как для рисунка бумагу: мочу ее немного, она натягивается – все, высыхает. И я ставлю ее против света, наливаю в одноразовую тарелочку лака этого, да? беру тампончик и тампоном намазываю, против света, для того, чтобы не сделать пропусков. (Ред. – Обычно используют капроновый тампон, так как он не оставляет ворсинок). И перекрываю, как бы изолирую проникновение масла в бумагу. Потому что в бумагу если масло попадет, то бумага «перегорит», появятся деформации, коричневая она будет – это плохо. А так — она идеально будет,и все будет хорошо и практически не пропускает масла. И ты можешь там использовать такие приемы, там немножко свои есть такие эффекты, когда ты можешь царапать (краска сохнет быстро достаточно). И когда ты пишешь, например, траву, и не сидишь там и ее делаешь, каждую травинку, да? мучаешься, а берешь мастихин и – вжик, вжик, вжик – и это очень ускоряется эффект тогда, и она в тоже время получается, как грунт практически, белый грунт у тебя, да? Кое- где прозрачно надо писать, где-то светится – как тебе нужно, чисто по твоей задаче художественной. Даже можешь в принципе эту бумагу формировать как имприматуру: прежде чем лаком ее покрывать (создавать изолирующий слой), ты можешь даже акварелью сделать имприматуру (все закрасить, пройтись) а потом уже лаком. У тебя будет подцвечено уже. Если, допустим, холодное небо – ты можешь немножко теплую имприматуру сделать (усложнить).
Я рекомендую в один планшет бумагу натягивать. Беру, допустим, холст готовый (ну вот такой, 50/ 70, чистый, и на него берешь, бумагу натягиваешь, и еще и еще – 10 слоев бумаги. Допустим, ты два листа загрунтовала лаком, и зная, что ты маслом будешь писать, ты в углу «М» поставила карандашиком, потом еще букву «М» (зная, что это для масла). Потом, если ты будешь акварелью писать, то не надо ее грунтовать, правильно? – букву «А» написала. Сверху еще лист, и еще лист – и не надо носить с собой десять подрамников (один в другом), да? – тяжести. Зачем? Если ты на этюды едешь куда-нибудь далеко, то берешь это – все на один подрамник. Написала этюд – снимаешь его, вешаешь на стенку, а там вторая уже готовая поверхность. Второй этюд написала, третий – дошла до холста – и холст записала. Очень удобно. Домой уезжаешь — все опять один на один надела (уже необязательно закреплять). Приезжаешь сюда и монтируешь уже на подрамники как тебе нужно.
А как натянуть бумагу на планшет, если у тебя, допустим, ни клея ни кнопок – ничего нету, как натянуть, знаешь? без ничего?
Н. А. Беленькая:
— Нет.
В. Е. Макухин:
— Элементарно. Мочишь бумагу (бумага с запасом), загибаешь со всех сторон на планшет и кладешь его. Он своим весом загнутые края бумаги прижимает. Высохло – и все, ее у тебя не сорвет. (Но надо, чтобы бумага с запасом была, чтобы она туда немножко завернулась). Все – ты натянула, взяла так вот, загнула и положила. Ну, можешь грузики туда положить сверху. И все, она у тебя идеально будет, и не сорвет ее. Это Старов Владимир придумал, график такой, известный художник, это его ноу хау.
Н. А. Беленькая:
— А вот когда на холст так много бумаги, она мокрая должна быть, да?
В. Е. Макухин:
— Конечно, ты как для рисунка ее натягиваешь. Ну, вот первый у тебя — чистый холст, да? Ты берешь лист бумаги, мочишь его, завернула на подрамник, закрепила его, да? Все. Она высохла, ты ее лаком покрываешь.
Н. А. Беленькая:
— И сохнет она?
В. Е. Макухин:
— Она моментом высыхает, лак этот. Ну, там отдохнула – за 10 минут высыхает. Это же лак, он быстро сохнет. Потом второй слой бумаги, мочишь ее.
Н. А. Беленькая:
— А ничего, что она мокрая на лаке?
В. Е. Макухин:
— Да она не промокнет же вся-то бумага, ты же только сверху мочишь, не всю же мочишь. Просто так водички вылила, рукой поводила (не обязательно губкой), она у тебя раздалась, ты ее завернула, закрепила – все. Потом третью, четвертую, пятую, десятую, и все, и пошло.

Читайте также:  Грунтовка для стиральной машины

Источник

Грунты для масляной пастели.

Проклейки, грунты, имприматуры — что это, и для чего нужно то?

Рисовать масляной пастелью, в принципе, можно на чём угодно — материал был так задуман. Пабло Пикассо формулировал свои пожелания к ней для производителя буквально: нужен материал, который без подготовки рисовал бы по любой поверхности бумаге, стеклу, холсту, керамике.

Тогда зачем вообще готовить бумагу?

Масляная пастель сама по себе — невероятно гибкая, адаптивная, индивидуальная техника: она у каждого своя, разная. Грунты могут разнообразить её возможности до безграничных.

Поверьте, стоит попробовать. Уверена – после бумаги, подготовленной собственными руками, вы уже, возможно, не вернётесь к готовой – просто скучно и неинтересно станет на ней работать.

Давайте для начала определимся — что такое грунт, имприматура, и для чего они нужны.

Грунт – это подготовительное покрытие, которое мы наносим на основу (бумагу, картон, холст, оргалит) с целью изменить её свойства: фактуру, текстуру, плотность, впитываемость.

Имприматура – цветная, иногда прозрачная подкладка, которая создаёт фон для будущего рисунка, подготавливая его тональность к работе. Она не изменяет физические качества поверхности (фактуру, текстуру, сцепляемость) , меняет только её цвет-тон.

Понятия эти — из масляной живописи, с которой масляная пастель очень похожа пластически. В классической масляной живописи грунт и имприматура технологически поэтапно следуют друг за другом. Подготавливая поверхность для масляной пастели, их вполне можно совместить в одном слое — или обойтись чем-то одним.

Купить или намешать? Готовые и авторские грунты

Грунты бывают разные. Они отличаются по фактуре, прозрачности, цвету, конечно. Есть специальные профессиональные художественные грунты, продающиеся в художественных салонах

Во-первых – специальные грунты для сухой пастели, они отлично подходят. Прозрачные праймеры разной текстуры и зернистости – не меняют цвет бумаги, добавляют ей фактуры и зернистости.

Есть акриловый грунт для живописи. Немного слишком гладкий, «скользкий», но для определённых целей вполне может подойти.

В качестве имприматуры самый простой и очевидный вариант — водорастворимые краски: акрил, гуашь, даже акварель

Но сейчас речь не о них, о них написано достаточно — поговорим об авторских , самодельных грунтах.

Давайте для начала расскажу, а для чего я вообще так заморачиваюсь-то, и почему стоит обязательно попробовать грунтовать самому.

Вот как минимум 20 причин сделать это (хотя, подозреваю, что в итоге их окажется больше)):

Масляная пастель – она действительно сделана на масле. И масло из неё, особенно если у вас достаточно мягкий, «жирный» сорт, может впитываться в основу (бумагу, картон), проходя на обратную сторону жирными пятнами. Особенно при нагреве: на солнце, или после обработки феном. Ещё один фактор риска – работа масляной пастелью с размывкой разбавителями (пиненом, уайт-спиритом, особенно маслом) – они особенно быстро впитываются в бумагу.

Проблема это не только эстетическая. Любой живописец знает — масло злейший враг бумаги, делает её хрупкой и постепенно разрушает. Поэтому бумагу и для масляных красок, и для жирной пастели нужно проклеивать или грунтовать, чтобы защитить, изолировать их от масла.

Читайте также:  Выбрать грунтовок для стен под покраску

И масляной, и сухой пастелью принято рисовать на специальной бумаге — цветной и текстурной.

Я сама ей практически никогда больше не пользуюсь, мне не нравится довольно «плоский», без вибраций, цвет, и слишком глубокий рельеф, и однородная, равномерная текстура.

При работе пастелью, особенно масляной, на фактурной бумаге, в рисунке проступают непрокрасы, такие «дырочки» — неприятная рябь, дробящая изображение, нарушающие целостность цветового пятна. Рисунок получается равномерно рыхлым, неопрятным. Кстати, именно это чаще всего отвращает отмасляной пастели начинающих — сложность контролировать поверхность. Чтобы их преодолеть, приходится работать с усиленным нажимом, «съедающим» мелок, или – пытаться растереть.

Моё решение – создавать фактуру самой. Эти «дырочки» всё равно появятся, поэтому пусть они будут живописными, эстетичными, случайными.

А ещё лучше — когда неслучайными, задающими ритмический рисунок работы.

И уж точно их “рисунок” будет только вашим — по ритму модулю, кинетике. Это будут следы, оставленные только вашей рукой, ни у кого не будет точно такого же. Это как почерк, как отпечатки пальцев.

3. Всё сложно. И это очень хорошо.

Я о цвете, конечно)) В принципе, продолжение прошлого пункта.

Зачем вообще красить белую бумагу, если в магазинах полным-полно цветной всех цветов радуги?

Вот именно — радуги)) Гораздо интереснее работать со сложными, неоднозначными, глубокими цветами.

Рёскин (в моём вольном пересказе) говорил, что хорош тот цвет, который нельзя назвать одним словом. Кажется, это именно про грунты. Цвет, который имеет больше одного слоя, всегда на порядок многограннее, интереснее, глубже.

Сразу оговорюсь: для меня работа масляной пастелью — чистая живопись на бумаге, а никакая не графика, как бы ни классифицировали искусствоведы. И поэтому качество, сложность, игра цвета здесь неизмеримо важны. Для графических работ всё не так категорично, графика может «жить» и на простой плоской поверхности.

Загрунтованная бумага поэтому — не просто рабочая поверхность, а — первый слой работы, слой цвета, живописи. Для меня важно, чтобы это был именно цвет, а не готовый условный колер бумаги из ассортимента художественного магазина.

Источник

Холст да не только: на чем еще можно писать масляными красками?

Если каждый раз, видя шикарную картину маслом, вы замираете и ловите себя на мысли, что ХОТЕЛИ БЫ тоже так уметь — настало время взять кисть в руки!

Невозможное станет возможным! Первый шаг уже ждет вас в моей статье — https://nyblog.ru/kak-nauchitsya-risovat-maslom-s-nulya/.

Мы узнаем как подобрать материалы и сколько они стоят, какими должны быть первые мазки, НАРИСУЕМ картину вместе и даже разберем, как можно ее продать!

Все это бесплатно по ссылке выше)

Начинающие художники часто задумываются на чем писать маслом. В большинстве случаев в качестве основы для живописи используют холст. Его можно найти в каждом специализированном магазине в разных вариациях: из натуральных тканей (лен, хлопок) и синтетики, комбинированные, больших и маленьких размеров.

Я всегда рекомендую выбирать природного происхождения, ведь они более прочные и меньше поддаются провисанию со временем. Для максимального комфорта, современный художник может приобрести грунтованный холст на подрамнике или сделать грунтовку и натяжку полотна самостоятельно.

Мои подробные рекомендации читайте в статье Как выбрать холст.

Но это далеко не единственный вариант на чем можно рисовать масляными красками. Много картин писались раньше на полированных деревянных досках (их до сих пор используют профессиональные иконописцы). Стоит отметить, что изображение на дереве очень хорошо и долго хранится.

Также не редко встречаются работы на фанере. Но здесь необходимо правильно подобрать толщину основы. Слишком тонкая фанера в 2-3 мм может деформироваться под влиянием температуры или изменения влажности в помещении. А толстая утяжеляет картину, придает громоздкости и ее сложно размещать в раму.

Кроме холста маслом можно писать на ДВП или оргалите (мастихином или кистями с фактурными мазками). Но важно учитывать, что древесноволокнистая плита подходит не для полноценного шедевра, а скорее для этюдов. Хоть это достаточно прочная и плотная основа, со временем краски на ней теряют блеск и становятся тусклыми, сморщенными.

Читайте также:  Грунтовка для холста для картин масляных

Если рисовать на гладкой стороне, масло может стекать, при этом сцепляемость резко снижается. Противоположная сторона из-за высокой фактурности также может помешать воплощению творческой задумки (например, портрет точно не получится).

В своей профессиональной деятельности мне часто задают вопрос «можно ли рисовать маслом на бумаге»?

Этот экономичный способ отлично подойдет для тех, кто только начинает рисовать (когда необходимо научиться делать замесы и расписаться).

В художественных магазинах можно найти специальную бумагу для живописи масляными красками и даже провести «тест-драйв» продукции от разных производителей (нанести несколько штрихов на лист, чтобы понять насколько комфортно будет работать с этим материалом). Обычно она изготавливается из целлюлозы или хлопка, а плотность составляет от 300 г\м².

Что касается традиционной офисной бумаги — это однозначно неподходящее решение для рисования маслом. Насколько бы густыми не были краски, на ней они растекаются, появляются небольшие разрывы и царапины.

Я рекомендую брать ватман, а если нужна более высокая фактура — плотную акварельную бумагу. Как и любой другой материал, перед использованием ее нужно тщательно подготовить. Сначала лист необходимо размочить водой. Когда он немного набухнет, можно уже натягивать на планшет. В таком состоянии бумага высушивается и наступает этап проклейки. Обычно для этого я беру клей ПВА (не густой) или желатин. Покрывать лист лучше в 2-3 слоя клея, во избежание впитывания краски.

Также перед покрытием бумагу иногда грунтуют гуашью или акварелью в нужный цвет (например, в основной тон пейзажа — оттенки зеленого, серый, песочный). На таком листе легко выстроить и гармонизовать этюд по цветовой гамме. Для грунтовки берут и акриловый грунт. После высыхания лист можно разрезать и поделить на удобные форматы.

Насколько бы хорошо не была проклеена бумага, она все же впитывает масло из красок, прибавляя матовости. Если покрыть картину льняным маслом, глянец на некоторое время вернется, но этот эффект совсем не долгосрочный.

Так, как этот материал не отличается прочностью и долговечностью, масляными красками рисовать на бумаге лучше для эскизов и черновых работ. При этом скручивать или сгибать этюды ни в коем случае не стоит (механически разрушится красочный слой).

Помимо выше указанного, можно рисовать маслом на картоне. Производители для этих целей предлагают разные виды. «Переплетный» коричневый или серый картон, который обычно продается метровыми листами, придется грунтовать самому. Плотный прессованный, покрытый эмульсионным или акриловым грунтом, можно использовать сразу.

При покупке последнего, стоит обращать внимание на качество поверхности: она должна быть гладкой и ровной. Если присутствуют пробелы или даже малейшие трещины — на рисунке все это будет очень заметно.

Часто готовый картон из салона впитывает масло, рисунок теряет вид и даже не стоит надеяться на красивый глянец. Чтобы этого не произошло, я рекомендую дополнительно наложить слой акрилового грунта. В добавок картину на картоне лучше покрывать специальном составом и брать в рамку со стеклом, чтобы краски не выгорали и не осыпались.

При самостоятельной грунтовке картона некоторые мастера сначала оклеивают его марлей, чтобы придать зернистую фактуру. Также можно изначально прибить его к подрамнику, а потом грунтовать, чтобы не коробился.

Основной минус данной основы для живописи — под влиянием внешних факторов картон гнется и коробится (поэтому лучше выбирать поплотнее, тогда его сложнее будет согнуть и для рисования не понадобиться планшет).

По сути, можно рисовать маслом на чем угодно. Самое главное условие — основу нужно хорошо загрунтовать (чтобы лучше происходило сцепление красочного слоя). Фанера, древесина, стекло и даже метал — все может стать рабочим полотном.

Источник