Меню

Бурение цементная пробка это



Цементирование с одной пробкой

Цементировать сравнительно неглубокие скважины можно при помощи одной верхней пробки. При этом, не спуская нижнюю пробку, через цементировочную головку в трубы закачивают расчетное количество цементного раствора. Затем в колонну спускают верхнюю пробку, поверх которой закачивают заранее рассчитанное количество глинистого раствора или воды. Дальнейшие работы по цементированию производят аналогично цементированию с двумя пробками.

Гидравлический удар происходит при остановке верхней пробки на стонкольце или на пробке башмака.

Если закачивание глинистого раствора будет продолжаться после схождения пробок, то они могут разрушиться; при этом глинистый раствор проникнет за колонну, поднимет цементный раствор выше башмака и последний окажется незацементированным.

Момент схождения пробок определяют: а) точным подсчетом количества глинистого раствора, необходимого для продавливания цементного раствора, и точным его замером при закачивании; б) по гидравлическому удару, при схождении пробок.

После окончания нагнетания глинистого раствора насос останавливают, вентиль цементировочной головкп закрывают, чтобы не было обратного движения раствора из скважины, и опускают колонну на забой. В таком виде колонну оставляют герметически закрытой на 24 ч для твердения цемента.

В спущенную до назначенной глубины (на 1—2 м выше забоя) обсадную колонну спускают заливочные трубки или бурильные трубы диаметром 73—89 мм и, не доводя их на 1—2 .те до башмака колонны, упорного кольца или клапана, чтобы не закрыть отверстия для выхода цемента. Во избежание порчи манжеты колонну сразу ставят на забой, расхаживать ее нельзя. При снимании хомутов или элеватора колонну можно поднимать в более чем на 30—40 мм.

В последнее время манжеты и боковые клапаны не ставят, так как практика показала, что цементный раствор из осверстий в колонну движется только вверх, а не вниз.

По окончании цементирования цементу дают затвердеть, а затем разбуривают деревянные пробки вместе с клапаном.

Закрепляют верхнюю трубку в цементировочной головке в специальном сальнике, после чего открывают задвижку и восстанавливают циркуляцию промывочной жидкости при открытой задвижке.

Глинистый раствор проходит вниз по трубкам и поднимается вверх по кольцевому пространству внутри обсадных труб. Закрыв задвижку 4, вызывают циркуляцию через затрубное пространство обсадных труб.

Кохда затрубное пространство будет тщательно промыто, нагнетают через задвижку 6 цементный раствор, который сначала заполняет пространство в обсадных трубах ниже заливочных трубок, а затем поднимается в затрубное пространство обсадных труб. Когда весь приготовленный цементный раствор будет закачан, колонна обсадных труб становится на забой; задвижку 4 открывают и закачивают через заливочные трубки глинистый раствор, которым промывают от цементного раствора как заливочные трубки, так и обсадные трубы. После этого обе задвижки закрывают и колонну обсадных труб оставляют в покое на 12—24 ч (на период схватывания и твердения цемента). Через 12 ч после окончания цементирования поднимают заливочные трубки.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Цементная пробка

Цементные пробки ( мосты) устанавливают при помощи желонок или через заливочные трубы. [1]

Цементные пробки разбуривают: 1) роторным способом, 2) турбобуром или забойным винтовым двигателем, 3) гидропескоструйным перфоратором, 4) беструбным электробуром. [2]

Цементную пробку и стакан надо разбуривать пикообраз-ным долотом, а обратный клапан и другие металлические детали — торцевой фрезой. [3]

Разбуривание цементной пробки и добури-вание скважины осуществляют буровой коронкой диаметром 200 — 500 мм. Скважину считают подготовленной к проведению взрывных работ, если она герметична, а искривление ствола не превышает одного — двух градусов. [4]

Разбуривание цементной пробки и добуривание скважины, осуществляется буровой коронкой диаметром 200 — 500 мм. [6]

Читайте также:  Цементные плиты для тротуарной плитки

Разбуривание цементной пробки и добури-вание скважины осуществляют буровой коронкой диаметром 200 — 500 мм. Скважину считают подготовленной к проведению взрывных работ, если она герметична, а искривление ствола не превышает одного — двух градусов. [7]

Разбуривают цементную пробку , упорное кольцо стоп, цементный стакан и заглушку. [8]

ПЦ-для раэбуривания цементных пробок ; его калибрующая кромка не армируется сплавами ВК. [10]

При разбуривании цементных пробок употребляются главным образом шарошечные долота. Пикообразное долото применяется при разбуривании песчаной пробки или рыхлого цемента. [11]

Перед разбуриванием цементной пробки в колонне создают и отрабатывают требуемый режим циркуляции аэрированного раствора. Режим циркуляции устанавливают из условия создания заданной величины ДР или же депрессии на пласт как при бурении, так и при других операциях, связанных с циркуляцией раствора. В то же время режим циркуляции должен обеспечить необходимую очистку забоя и ствола скважины. [12]

После разбуривания цементной пробки до заданной глубины скважина должна быть промыта до чистой воды. Плохая промывка скважины может повлечь за собой повторные работы, так как вследствие образования осадка на забое электроперфоратор или ТПК не дойдет до глубины, намеченной для прострела дыр, и тогда понадобится снова спустить трубы и промыть скважину до чистой воды, на это затрачивается много лишнего времени и, средств. [13]

Для разбуривания цементных пробок с помощью перфораторов применяют торцовые гидроперфораторы различных конструкций. [14]

Для разбуривания цементных пробок электробуром применяют беструбный электробур с местной циркуляцией промывочной жидкости. Электробур, спускаемый в скважину на кабель-канате, состоит из электродвигателя для вращения насоса и долота, центробежного насоса и шламосборника. Для спуско-подъемных операций и подачи электроэнергии к электробуру применяют передвижные установки, смонтированные на автомобилях. [15]

Источник

Вопрос 3. Технология разбуривания цементных пробок (мостов)

Расставляют агрегаты и автоцистерны, производят обвязку оборудования и гидроиспытание нагнетательной линии давления, превышающего ожидаемое в 1,5 раза. Нагнетательную линию оборудуют обратным клапаном. Расстояние до ЦА-320 – не менее 10м, м/у ЦА-320 и бардовозом не менее 1м. При наличии сероводорода в промывочную жидкость добавляют нейтрализатор сероводорода.

Промывочный шланг должен быть обмотан стальным мягким канатом диаметром не менее 8 мм с петлями через каждые 1-1,5 м по всей длине шланга. Концы каната следует крепить к ответным фланцам шланга. Во избежание порыва шланга при работе с ним устанавливать на насосном агрегате предохранительный клапан на давление ниже допустимого на шланг на 25%.

При разбуривании цементного моста в эксплуатационной колонне возможно возникновение ГНВП — при этом поступивший из пласта газ всплывает и накапливается под цементном мостом. Давление в этой газовой пачке может быть близким к пластовому, что при разбуривании моста может привести к выбросу. Поэтому до начала разбуривания моста необходимо проверить состояние ПВО, применять промывочную жидкость соответствующей плотности. Бурение ведется с постоянным контролем удельного веса промывочной жидкости.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Разбуривание — цементная пробка

Установки последней категории тоже являются буровыми, так как при освоении и испытании скважин они используются для разбуривания цементных пробок , а при капитальном ремонте выполняют буровые работы. [31]

Подъемник Азинмаш — 43П предназначен для обслуживания скважин, оборудованных вышкой или мачтой, и может применяться для разбуривания цементных пробок в скважинах. Подъемник Азинмаш — 43П выпускается на базе трактора С-100 и боло-тоходного Т-100 МБ. На рис. 103 показан агрегат смонтированный на базе гусеничного болотоходного трактора Т-100 МБ с увеличенной длиной опорной поверхности гусениц и расширенной колеей, что обеспечивает хорошую транспортабельность его и устойчивость. [33]

Читайте также:  Цемент м300 сколько песка

Беструбный гидробур целесообразно использовать как для вскрытия продуктивных горизонтов бурящихся скважин, так и для повторных вскрытий при разбуривании песчаных и цементных пробок . Простота и дешевизна оборудования беструбного гидробура обеспечивают ему высокие экономические показатели работы, особенно при вскрытии пластов относительно небольшой мощности. [34]

Лебедки предназначаются для спуска и подъема бурильного инструмента, насосно-компрессорных и обсадных труб, регулирования подачи долота на забой при разбуривании цементных пробок , свинчивания и развинчивания резьбовых соединений, подтаскивания труб и другого оборудования. Конструкция приводной части некоторых лебедок рассчитана также на передачу вращения ротору. [35]

Агрегат предназначается для спуско-подъемных операций при текущем и капитальном ремонтах скважин глубиной до 3500 м с укладкой труб на мостки, разбуривания цементной пробки в колоннах диаметром 141 — 168 мм, промывки и тар-тальных работ. [36]

Для бурения скважин в мягких и средней крепости породах с частичным включением твердых пород, а также для аварийных работ ( при разбуривании цементных пробок и металла в скважине) применяются лопастные режущие долота, армированные твердосплавными резцами. Эти долота называются фрезерными. [38]

Предназначен для спуско-подъемных операций с насосно-компрес-сорными и бурильными трубами с укладкой их на мостки при освоении, текущем и капитальном ремонте скважин, для разбуривания цементной пробки в трубах диаметром 146 — 148 мм с промывкой скважин, установки фонтанной арматуры, ликвидации аварий в скважинах и для буровых работ. [39]

Пикообразные долота типа ПКО по ТУ 101 — 369 — 62 ( см. рис. 7, е и ж и табл. 8) предназначены для разбуривания цементных пробок и забуривания зумпфов или стволов меньших диаметров, чем ранее ( выше) пробуренные стволы. [40]

Подъемный агрегат А-50 У предназначен для осуществления спуско-подъемных операций ( с укладкой труб на мостки) в процессе освоения, текущем и капитальном ремонте скважин, разбуривания цементной пробки , промывки скважин, удаления песчаных пробок, установки фонтанной арматуры. [42]

Лопастные долота в зависимости от конструкции и оснащенности твердым сплавом предназначаются для бурения мягких и средней твердости пород, мягких пород с пропластками средних малоабразивных пород, для разбуривания цементных пробок , металлических деталей низа обсадных колонн и расширения ствола скважины. [44]

Подъемный агрегат А-50 У ( табл. 4.67) предназначен для проведения спуско-подъемных операций ( с укладкой труб на мостки) при освоении, текущем и капитальном ремонте скважин, для разбуривания цементной пробки , промывки скважин, удаления песчаных пробок, установки фонтанной арматуры. Агрегат, представляющий самоходную установку, смонтированную на шасси автомобиля КрАЗ — 257, включает: однобарабанную лебедку с трансмиссией привода; вышку с талевой системой; ротор с гидроприводом; промежуточный вал бурового ротора; систему управления; насосный блок. В комплект поставки входит агрегат в сборе, ротор с гидроприводом, насосный блок на автоприцепе, запасные части к агрегату и запасные части и инструмент к автомобилю. [45]

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Разбуривание — цементная пробка

С учетом удовлетворения потребности буровых предприятий в режущих долотах разработан типаж режущих долот, предусматривающий долота пяти типов: 2Л — долота двухлопастные; ЗЛ — долота трехлопастные с обычной и гидромониторной промывкой; П — долота пикообраз-ные для разбуривания цементных пробок и расширения ствола скважины; ИР — долота истирающие-режущие с обычной и гидромониторной промывкой; ФР — долота-фрезеры. [46]

Читайте также:  Гидроизоляция боларс hydrowall цементная

Она отличается от установок для текущего ремонта наличием второго барабана, оснащенного канатом диаметром 13 мм для проведения тартальных и свабовых работ при освоении скважин ( работ по снижению уровня жидкости методом порционного отбора ее из скважины); ротора с гидроприводом для разбуривания цементных пробок в обсадных 142 — 168-мм трубах и узла трансмиссии, обеспечивающего возможность отбора мощности при помощи карданного вала на блочную насосную установку. [48]

В разделе Крепление скважин учитываются затраты времени на промывку и проработку ствола скважины перед спуском колонны ( кондуктора, промежуточной, эксплуатационной); подготовительные работы перед спуском обсадных труб ( укладка труб, замер, опрессовка, шаблонирование); спуск обсадных колонн; промывку перед заливкой цемента; подготовительно-заключительные работы к цементированию колонн; цементирование; ожидание затвердения цемента ( ОЗЦ); разбуривание цементной пробки в колонне; опрессовку колонны на герметичность. [49]

Нормативное время на вид ремонта формируется в зависимости от выполняемых технологических операции, сгруппированных следующим образом: 74 — переезд к скважине; Т % — подготовка скважины к ремонту, включая глушение; Тз — подготовительно-заключительные и вспомогательные работы; Tt — освоение скважин с применением компрессора; Г5 — определение притока жидкости; Те — заливка цементного раствора в пласт; Г7 — ожидание затвердевания цемента; Г8 — разбуривание цементной пробки ; Тй — исследовательские работы с использованием акустического каротажа; Тю — исследовательские работы с использованием радиоактивного каротажа ( РК, НГК. [50]

В зависимости от глубины скважины разбуривают или со станка, или с подъемника. Разбуривание цементной пробки ротором требует применения бурильных труб, подвода электроэнергии, а также выполнения других вспомогательных операций, усложняющих и удорожающих работу по освобождению от пробки. [51]

Бурение скважины ведут обычным образом до кровли продуктивного пласта, затем спускают и цементируют колонну обсадных труб. После разбуривания цементной пробки понижают уровень промывочной жидкости настолько, чтобы давление ее столба не превышало ожидаемое давление в продуктивном пласте. Затем его разбуривают с созданием местной циркуляции с использованием ингибированного раствора или раствора на углеводородной основе, после чего спускают перфорированный хвостовик. [52]

Агрессивное воздействие ионов Са2 на глинистый раствор наиболее опасно, если в нем содержится большое количество глинистых частиц. Поэтому перед разбуриванием цементных пробок рекомендуется снизить содержание последних. [53]

Загрязнение промывочного раствора цементом не связано непосредственно с геологическими условиями. Обычно оно происходит при разбуривании цементных пробок , мостов, искусственно создаваемых в стволе скважины с различными целями. Наиболее опасна при этом остановка циркуляции промывочной жидкости ( СПО, каротаж, простои) из-за возможности быстрого загустева-ния и даже твердения раствора, содержащего активные непро-гидратировавшие частицы цемента, которые, оседая, уплотняются, вызывая прихваты бурового инструмента в скважине. [54]

Кроме того, при цементировке под давлением в некоторых случаях происходит частичное смятие эксплуатационной колонны немного выше дыр фильтра — или в фильтровой части. При этом пикообразное долото ( обычно применяемое для разбуривания цементных пробок ), вращаясь во время разбуривания, может проскакивать мимо такого смятия, в то время как тела, имеющие цилиндрическую форму, например печать, проходить не будут. [55]

Как известно, применение турбобура не требует вращения колонны бурильных труб, и так как 5 турбобур развивает небольшой крутящий момент, то для его работы в скважинах не требуется специальная подводка бурильных труб, ибо турбобур может работать на тех же насосно-компрессорных трубах, на которых производилась заливка. Это обстоятельство в значительной степени расширяет область применения турбобура при разбуривании цементных пробок . [56]

Источник