Стройматериалов — на семь миллиардов

11.02.2013

В Кабардино-Балкарии реализуется один из крупнейших инвестиционных проектов СКФО — создание пяти заводов по производству строительной продукции торговой марки GIPSELL. Выход проекта на полную мощность позволит реализующей его компании, ООО «Каббалкгипс», сразу войти в сотню крупнейших компаний округа — планируемая выручка заводов составит около 10 млн рублей в день

Крупнейшая в Эльбрусском районе КБР компания «Каббалкгипс» завершает масштабный проект в сфере промышленности строительных материалов, включающий создание пяти заводов по подготовке сырья, производству различных видов гипсовых вяжущих и продукции на их основе. Общая стоимость проекта превышает 7 млрд рублей. Чтобы понять, какое значение имеет этот инвестиционный проект для Кабардино-Балкарии, напомним, что в 1 полугодии 2012 года все инвестиции в основной капитал в КБР были реализованы в объёме 5,68 млрд рублей. О том, когда заводы начнут работать, почему в России не смогли найти генподрядчика на их строительство и какую долю рынка производимых строительных материалов компания планирует занять после запуска всего технологического комплекса на полную мощность, нам рассказал генеральный директор ООО «Каббалкгипс» Муса Шуайпов.

— Под названием финансируемого ВЭБом проекта «Техническое перевооружение завода силикатного кирпича в городе Тырныаузе в завод гипсовых вяжущих и изделий на их основе» скрывается явно большее, если учесть, что стоимость проекта более семи миллиардов рублей. Для чего предназначена такая сумма?

— Проект включает строительство пяти заводов по подготовке сырья, производству различных видов гипсовых вяжущих и продукции на их основе, в том числе завода дробления, завода гипсовых вяжущих, завода сухих строительных смесей, завода гипсовых панелей и завода пазогребневых плит. С учётом закупки высокотехнологичного оборудования для производства весь комплекс будет одним из лучших в России по качеству выпускаемой продукции, а по некоторым видам продукции, к примеру, высокопрочному гипсу, самым лучшим. Но строим мы не на пустом месте, у нас уже есть своя история. Первоначально производственные мощности были созданы в 2002 году на базе завода силикатного кирпича. Тогда старое оборудование было демонтировано, смонтировано новое, и с 2004 года выпускается гипсовая продукция под торговой маркой GIPSELL. Её ассортимент включал пазогребневые и перегородочные плиты, а также сухие строительные смеси. В 2007 году мы вышли на максимальный объём продаж. В 2009 году нас затронул кризис, объём заказов и их стабильность упали, поэтому мы были вынуждены работать рывками — под заявку. Если заявки на продукции были, завод работал, не было — мощности простаивали. Слава богу, кризис прошёл, и мы сейчас наблюдаем на рынке стабильный спрос на гипсовую продукцию.

— На какой стадии сегодня находится реализация проекта?

— Заводы построены, монтаж и наладка оборудования всех пусковых комплексов должны завершиться к концу первого квартала, на заводе гипсовых сухих смесей уже планируется начать выпуск всей номенклатуры продукции — смесей штукатурных ручного и машинного нанесения, шпаклёвочных и напольных смесей — базовых и финишных, и т. д. В целом мощность заводов составит тысячу тонн продукции в сутки, или 10 миллионов рублей в день. Номенклатура продукции, которая будет производиться на технологическом комплексе, достаточно широкая и включает все материалы, которые представлены на рынке гипсовых материалов. В целом же мощности завода рассчитаны на суточное производство 800 тонн строительного гипса, 135 тонн ангидритового вяжущего, 120 тонн высокопрочного гипса и др. Мы не будем придумывать новое, а продолжим реализацию товаров под той же торговой маркой — GIPSELL. Это название, кстати, является сокращением от «Гипс Эльбруса».

— На пяти заводах будет установлено уникальное новейшее зарубежное оборудование. Как вы готовили персонал для работы на нём?

— В рамках реализации проекта предусмотрено обучение технологического персонала силами генподрядчика, нашими силами и посредством специализированных образовательных учреждений. Например, для узконаправленных специалистов было предусмотрено обучение в учебных центрах Германии. Персонал, который будет обслуживать оборудование на заводах, сейчас принимает участие в его монтаже и станет участвовать в пусконаладочных работах. После этого персонал окажется полностью готов к эксплуатации оборудования. Всего на пяти заводах будет занято более трёхсот человек.

— Легко ли вам работать с такой крупной структурой, как ВЭБ?

— ВЭБ очень строго выполняет свои обязательства. После утверждения схемы финансирования взаимодействие с банком достигло максимально возможной чёткости. Окончательный вариант контракта уместился всего в четырёх папках. Кредит в размере более 4,5 миллиарда рублей банк выдал на пять лет. Период окупаемости проекта составляет семь лет. Речь идёт о строительстве с нуля пяти технологических комплексов в Тырныаузе. Заёмные средства предусмотрены и на приобретение оборудования, его транспортировку, на инжиниринг, строительно-монтажные работы.

— Все пять заводов разместятся на одной площадке?

— Четыре завода будут расположены на одной площадке в Тырныаузе, а завод дробления привязан к гипсовому сырьевому месторождению. «Каббалкгипс» является одним из немногих предприятий данной отрасли в России, которое имеет своё месторождение сырья — гипсового камня; оно находится в 25 километрах от города Тырныауз, в сельском поселении Бедык. Это одно из самых крупных в России месторождений гипсового камня, обладающее уникальными характеристиками добываемого сырья. На сегодняшний день разведанные запасы составляют 21 миллион тонн. Наша годовая потребность с учётом ввода новых мощностей составит до пятисот тысяч тонн. На ближайшие годы этого запаса хватит, в дальнейшем месторождение можно развивать.

— Сколько времени необходимо для строительства и введения комплекса заводов в эксплуатацию?

— Реконструкцию мы начали в 2010 году, в первом квартале этого года планируем начать выпуск продукции. Технологически выйти на проектную производственную мощность мы сможем уже к середине 2013 года, это не проблема. Но мы не ставим целью завалить рынок продукцией, мы планируем поэтапно его завоёвывать. Поэтому, согласно нашей маркетинговой стратегии, согласованной с планом производства и продаж, к середине наступающего строительного сезона, то есть летом, мы рассматриваем возможность выйти на полную мощность, а начинать будем с освоения домашнего региона.

— Что вы считаете домашним регионом?

— Для нас пока это Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Раньше, с 2004 по 2010 год, мы производили в большей степени перегородочные плиты, в меньшей степени смеси. Реализовывали их в основном на Ставрополье, в Ростовской области, часть продукции шла в республики Северного Кавказа, незначительная доля отгружалась в Москву, в Северо-Западный регион и центральную часть России. Сейчас мы основной акцент делаем на юг России и, конечно, держим в уме Центральный и Северо-Западный регионы. Основными нашими преимуществами в борьбе за рынок сбыта будут невысокая цена и высокое качество.

— За счёт чего стоимость продукции будет ниже, чем у конкурентов, при сохранении высокого уровня качества?

— Если говорить об СКФО, то тут нашим значимым конкурентным пре­имуществом становится транспортная составляющая в расходах. При строительстве и развитии новых курортов Северного Кавказа мы можем на стадии отделочных работ выступить как поставщик отделочных материалов номер один, и здесь наше преимущество в сокращении транспортного плеча неоспоримо. Второе преимущество связано с тем, что многие производители строительных смесей, таких как «Юнис» или «Старатели», которые также присутствуют в регионе, по нашим сведениям, не имеют собственных месторождений. Поэтому вынуждены закупать сырьё и зачастую везут гипс достаточно далеко. Мы же, имея собственные карьеры, получаем дополнительные возможности снижения себестоимости и гибкого маневрирования ценой конечной продукции. Если же рассматривать ситуацию в масштабах России, то среди таких гигантов, как «Кнауф» или «Сен-Гобен», которые производят сухие строительные смеси и гипсокартон, нет ни одного предприятия, которое бы в одном месте сконцентрировало производство всех типов гипсовых вяжущих, всех гипсоматериалов. Мы же сможем предложить потребителям весь комплекс гипсовых материалов — перегородочный и листовой материал, сырьё, вяжущие, готовые строительные смеси и другие материалы, производимые в одном месте в непосредственной близости от местонахождения сырьевой базы. Ещё у нас будет производиться ангидридовое вяжущее — разновидность гипсовых вяжущих, которая вообще не производится на территории страны. Помимо этого, мы будем выпускать высокопрочный гипс, который отличается способом производства и качеством и пока изготавливается только на Самарском гипсовом комбинате. Мы этот материал станем производить на своих мощностях по новой технологии, которая в России ещё не опробована. Это новейшая разработка компании Grenzebach BSH GmbH, нашего партнёра, генерального подрядчика из Германии. Всё это в комплексе позволяет нам быть конкурентоспособными и уверенно чувствовать себя среди основных конкурентов.

— Почему генподрядчиком строительства была выбрана компания из Германии?

— Мы очень долго выбирали претендента на этот контракт, в тендере на строительство каждого завода участвовали не менее семи-восьми компаний. Но оказалось, что серьёзных крупных российских компаний, которые способны взять на себя строительство проектов в таких объёмах «под ключ», очень мало. Отдельно кто-то мог взять, допустим, строительство завода гипсовых линий, завода гипсовых панелей или завода дробления. Но сделать всё в комплексе, кроме этого подрядчика, никто из российских участников тендера вообще не мог, и это предложение оказалось лучшим по целому ряду параметров. В том числе и потому, что основное оборудование на заводах они производят сами. А что не произведено генподрядчиком, то было выбрано нами совместно.

— А кого генподрядчик привлекал на субподряды?

— На субподрядах работает порядка 20 компаний; основной объём работы выполняла швейцарская компания Swiss Techno Montage, которая имеет большое представительство в России, но есть и российские строители.

— Кого вы считаете основными конкурентами?

— Наши основные и ближайшие конкуренты — это «Кнауф Гипс Кубань», мощности которого находятся в Краснодарском крае, и «Волма», их заводы расположены в Волгоградской области.

— Как вы планируете продвигать продукцию на рынок?

— В нашем плане продвижения, который станет частью маркетинговой стратегии, предусмотрен целый ряд мероприятий. Для этого, в частности, мы собираемся открывать свои сбытовые территориальные подразделения, но пока сложно сказать, сколько их точно будет. В радиусе до 500 километров мы сможем закрывать заявки, используя для этого собственный транспортный парк, существенно расширенный за счёт кредитных средств. Что касается больших расстояний, то будем продвигать продукцию через дилерскую сеть.

— Предполагаются ли продажи на экспорт?

— В 2009 году у нас были договорённости по поставкам в Белоруссию, но в связи с кризисом мы вынужденно их прервали. Думаю, когда мы восстановим сотрудничество с белорусскими партнёрами, вопрос о поставках будет решён. Помимо этого, мы планируем выход на рынки Казахстана и Украины, рассматриваем возможность работы в Польше.

— На какую долю рынка вы рассчитываете после запуска нового технологического комплекса на полную мощность?

— По гипсовым плитам, согласно оценкам маркетологов, мы занимали около трёх процентов российского рынка, теперь планируем занять около пяти процентов. Больше нам не позволят технологические мощности. По гипсовым панелям мы ориентируемся на два-три процента российского рынка листовых материалов. По строительным смесям мы ставим цель занять от 10 до 15 процентов отечественного рынка. Для нас будет большим успехом, когда достигнем уровня в 15 процентов рынка, технологически мы на это способны. Стратегию маркетинга до конца мы не закончили, но, полагаю, года два на это потребуется.

Источник

Вы можете обсудить интересующие темы или предложить новые на форуме портала http://prostroymat.ru/forum.

Предметный указатель: