Куда девать золу? -проблема переработки золо-шлаковых отходов

В Новосибирской области ежегодно образуется около 800 тысяч тонн золошлаковых отходов. Площадь территорий, занятых под золоотвалы, составляет более 1000 га

ЕЖЕГОДНО российская энергетика производит не только электроэнергию и тепло, но и около 27 млн тонн золошлаковых отходов. Лишь малая ее часть затем перерабатывается во что-нибудь полезное в других отраслях — менее 15 процентов. Основная же масса годами хранится в золоотвалах, занимая ценные земли и ухудшая экологию. Сегодня объем отходов теплоэнергетики в России достигает порядка 1,5 млрд тонн, а площадь золоотвалов превысила 20 тыс. гектаров. На круглом столе «О нормативном обеспечении расширения использования золошлаковых отходов» в Государственной Думе было отмечено, что если эту ситуацию не изменить, то к 2020 году объем золошлаков превысит 1,7 млрд тонн, а к 2030 году — 2 млрд.
   В то же время золы и шлаки — ценное сырье, которое можно эффективно использовать в самых разных сферах. Золошлаки относятся к отходам пятого класса опасности (практически безопасные), и они вполне применимы в производстве стройматериалов и удобрений для сельского хозяйства, дорожном строительстве, рекультивации последствий недропользования, исправлении неудобий (засыпка оврагов, карьеров и болот). Кроме всего прочего, в золошлаках содержатся ценные редкоземельные элементы, а также оксиды кремния, алюминия и железа, и все это можно выделять.
   В мире накоплен огромный опыт использования золы и шлаков. В Англии и Германии используют весь объем годового выхода золошлаков. Американская ассоциация угольной золы в 2000 году инициировала принятие закона «О сохранении и восстановлении ресурсов». В результате в 2008-м утилизация золошлаков в США достигла 70 процентов.
   В Польше после принятие законов «Об охране окружающей среды», «О недрах» и ограничении использования природных ресурсов использование золошлаков выросло к сегодняшнему дню до 80 процентов с 14,1 процента в 1985 году.
   В Китае перерабатывают свыше 80 процентов золы. Мировой же лидер по утилизации (если говорить в абсолютных цифрах) — Индия. Выход золошлаков в этой стране достигает 200 млн тонн, из них около половины затем используется повторно. Работа по развитию этого проекта была начата в 1993 году Министерством энергетики, Министерством окружающей среды и лесного хозяйства и Министерством науки и технологий. Сегодня золошлаки в Индии используются в самых различных отраслях экономики. Так, законом регламентировано обязательное использование до 25 процентов золошлаковых отходов в производстве кирпича, блоков и плитки на предприятиях, расположенных в радиусе до 100 км от конкретной ТЭЦ, и обязательное использование золы в качестве основного материала при выполнении насыпей во всех дорожных работах. После принятия данного закона использование золошлаков в Индии выросло с трех процентов в 1994-м до 50 — в 2008-м.
   В России за последние 40 лет разработано более 300 технологий использования золошлаковых материалов по более чем 20 направлениям. Тем не менее мы на сегодняшний день находимся здесь на одном из последних мест в мире. Основная причина — в стране до последнего времени отсутствовала какая-либо государственная политика в области использования золошлаковых отходов и до сих пор не существует нормативно-правовых актов, регламентирующих их использование. Золошлаковыми отходами, в принципе, могли заниматься и сами энергокомпании, однако когда нет государственной политики и в условиях ограничения роста тарифов, им очень сложно обосновать инвестиции в подобные проекты. Еще один сдерживающий фактор — сезонный разрыв между пиком производства золошлаков и спросом на них. Основной объем материалов (свыше половины) создается электростанциями зимой, в период отопительного сезона и максимума нагрузки. Основной же спрос на эти материалы в строительстве наблюдается летом.
   Для Сибири проблема золошлаков особенно актуальна. Здесь сконцентрировано 44 процента всей отечественной тепловой энергетики, подавляющее большинство которой составляют угольные станции.
   В СФО есть интересный опыт работы с золой и шлаком. В Иркутске, Кемерово, Омске. В Новосибирске ОАО «СИБЭКО» регулярно ведет отгрузку сухой золы с ТЭЦ-5 производителям сухих строительных смесей, бетона и железобетона. В этом году была восстановлена установка отгрузки сухой высококальциевой золы и на ТЭЦ-3. Золошлаковые смеси ТЭЦ-2 поставляются для ООО «Гусинобродский кирпичный завод». Согласовано строительство завода по производству кирпича с использованием золошлаков Барабинской ТЭЦ с куйбышевским предприятием «Каинский кирпичный завод». Реализован проект по инженерной подготовке территорий под застройку с использованием золошлаковых материалов в поселке Затон. На золоотвалах ТЭЦ-5 в течение нескольких лет осуществляется сбор и реализация микросферы. Для справки: микросферы энергетических зол — это полые стеклокристаллические алюмосиликатные микросферы размером в среднем от 20–50 мкм до 400–500 мкм, которые образуются в составе летучей золы при высокотемпературном факельном сжигании угля. Они являются превосходным наполнителем при производстве изделий из пластмасс, гипса, керамики, облегченных цементов и других строительных материалов. Изделия с добавлением микросферы обладают повышенной износостойкостью, легкостью и высокими изоляционными свойствами. Кроме всего, использование микросферы в качестве наполнителей значительно снижает себестоимость продукции.
   Еще несколько примеров. ТГК-11 планирует в течение десяти лет получить от реализации золошлаковых отходов более 3 млрд рублей. В 2010 году было использовано 780 тыс. тонн золошлаков, в 2011-м — 889 тыс. тонн, в 2012-м планируется увеличить эту цифру в два раза. Еще около 900 млн рублей составит экономия платежей за размещение и ликвидацию накопленного экологического ущерба, а также госпоощрение, которое правительство выделяет предприятиям, занимающимся ликвидацией накопленного экологического ущерба. Итого: около 3 млрд рублей. Для сравнения: строительство новых золоотвалов обошлось бы предприятию в 5,7 млрд рублей.
   В Омске готовится к пуску в эксплуатацию новый цементный завод. Инвесторами проекта выступают ЗАО «Основа Холдинг» и ОАО «Сухоложскцемент» (один из крупнейших производителей цемента в России, входящих в холдинг немецкой компании «Дюккерхофф» корпорации BUZZI). Объем инвестиций — более 600 млн рублей.
   Омский цементный завод станет третьим после комбината пористых материалов и «Сибирского эффективного кирпича» омским предприятием, использующим в качестве производственного компонента золу теплоэлектростанций ТГК-11. Проектная мощность завода составит на начальном этапе 700 тыс. тонн цемента в год, чуть позже ее предполагается довести до миллиона. Как считают энергетики и строители, новое производство полностью удовлетворит потребности регионального строительного рынка в цементе, который сейчас завозится из других областей.
   Годовой выход золы в СФО составляет около 8,8 млн тонн. Скажем, в Новосибирской области ежегодно от сжигания кузнецких и канско-ачинских углей образуется около 800 тыс. тонн золошлаковых отходов. Площадь территорий, занятых под золоотвалы ОАО «СИБЭКО», составляет более 1000 га, количество накопленных на них золы и шлаков приближается к 30 млн тонн. При этом переработка и использование золошлаков в Сибири составляет более 3,6 млн тонн (это лучший показатель по России), но и этого уже явно недостаточно.
   Экономическая и экологическая значимость переработки золошлаков очевидна. Поэтому необходимо переходить к массовым производствам и технологиям. Для создания системы эффективного использования природных и инвестиционных ресурсов в угольной энергетике решением координационного совета по энергетике Сибири в 2010 году в ОАО «ТГК-11» совместно с Сибирской энергетической ассоциацией была разработана и принята за основу «Стратегия повторного возобновления ресурсов из золошлаковых отходов тепловых электростанций Сибири» на 2010–2020 гг. На федеральном уровне совместно с Росавтодором доработан Стандарт организации золошлаковых материалов в автодорожном строительстве. Сегодня он находится в конечной инстанции. После принятия этого документа можно будет массово применять золошлаки в дорожном строительстве. В прошлом году на согласование Минрегионразвития направлен Стандарт использования золошлаковых материалов для вертикальной планировки исправления неудобий. В настоящий момент ТГК-11 финансирует разработку технических и правовых нормативных стандартов по применению золошлаков, добиваясь признания их не отходами, а продуктами, что позволит проектировщикам обосновывать применение шлаков уже на этапе разработки проектов.
   Следующий важный момент заключается в создании полноценной информационной базы о методах и технологиях переработки золошлаков, реализованных и планируемых проектах, их инвестиционном потенциале. Недостаток такой информации — реальный тормоз для принятия решений руководителями бизнеса по переработке золы и шлаков. Увы, сегодня в массовом сознании господствует стереотип, что зола — это всего лишь отходы.
   Все это, безусловно, шаги вперед, однако главным препятствием остается то, что переработка золы для энергетиков является побочным делом, что она не имеет поддержки на федеральном уровне. Каждая компания и каждый регион решают эту проблему в одиночку, зачастую от случая к случаю. Выходит, без помощи государства в этом вопросе все равно не обойтись. То, какие законы инициирует и принимает нынешняя Дума, мы знаем. Не пришло ли время ей заняться чем-то более серьезным и полезным?
   

Валерий СМОРОДИНОВ, «Новая Сибирь»

Предметный указатель: