Кирпич кирпичу рознь

17.12.2012

Введена пока первая линия производства на заводе около города Никольское Ленинградской области. Предприятие начали строить еще в 2006 году, но банкротство основного поставщика оборудования и спад экономической активности отсрочили активную фазу работ. После достройки двух остальных линий объем выпуска в Никольском достигнет 220 млн штук кирпича. Это будет крупнейшим производством на территории России, заводы значительно большей мощности (до 500 млн штук) есть только в Китае. Сбыт продукции нового предприятия гарантирован доминирующим положением Группы ЛСР на строительном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Естественно, появление такого объекта не может не вызвать изменения расклада сил. Ранее безусловным крупнейшим игроком отрасли была австрийская компания Wienerberger, построившая два завода в России — во Владимирской области (мощностью более 200 млн кирпичей) и в Татарстане (150 млн штук). Теперь высшую ступеньку пьедестала она вынуждена будет делить с Группой ЛСР, которая ранее уже приобрела несколько средних предприятий по выпуску кирпича.

Но главная интересная особенность завода в Ленобласти не в масштабах производства и не в появлении после его запуска нового лидера рынка, а в продукте. В Никольском планируется делать клинкерный кирпич — более прочный, долговечный и влагоустойчивый, чем традиционные керамический и силикатный. До сих пор в России наладить массовый выпуск такой продукции никому не удавалось.

Гигантизм ради экономии

Кирпичную отрасль нельзя назвать быстрорастущей. До 2004–2005 годов производство кирпича в России оставалось практически на уровне середины 1990-х, уменьшившись по сравнению с пиковым показателем 1991 года почти вдвое. Заметный рост был зафиксирован только в 2006–2008 годах, но после кризиса произошло падение, от которого отрасль до сих пор не оправилась (см. график 1). Впрочем, за этими внешне не слишком радостными показателями кроется внутреннее переформатирование отрасли: закрытие старых неэффективных заводов и строительство новых, более мощных, с меньшей себестоимостью производства.

Сейчас кирпич в России выпускает более 600 предприятий, при этом доли крупнейших из них, Группы ЛСР и Wienerberger, не превышают нескольких процентов. Кирпич относится к наиболее традиционным строительным материалам, а его производство распространено повсеместно.

С 2003 года в России инвесторы начали строить заводы повышенной мощности — от 100 млн штук кирпичей. «Крупные кирпичные заводы с объемами производства порядка 100 миллионов условных кирпичей в год строились и в Советском Союзе, вопрос только в качестве выпускаемой продукции и в ее цене», — говорит генеральный директор Группы ЛСР Александр Вахмистров. Себестоимость производства на старом заводе группы в том же Никольском при одинаковых затратах на глину и энергоресурсы оказывалась в два раза выше. Старое предприятие компания попросту закрыла как неэффективное.

Понятно, что в России будет появляться все больше и больше крупных кирпичных предприятий, ведь сейчас на мелких и средних заводах выпускается почти 70% продукции (см. график 2), их собственники будут вынуждены задуматься об экономии и укрупнении активов.

Однако у тенденции к укрупнению производства есть и свои пределы. «Средняя мощность самых крупных кирпичных заводов в мире — около 500 миллионов штук условного кирпича в год. Большие мощности обычно избыточны с точки зрения логистики. Считается, что 200–300 миллионов штук условного кирпича в год вполне достаточно, чтобы обеспечить окрестности радиусом до 400 километров», — комментирует ситуацию Денис Анисимов из компании «Винербергер кирпич», российской «дочки» Wienerberger.

В погоне за клинкерным кирпичом

В советское время в отрасли доминировали крупные заводы, ориентированные на производство силикатного (белого) кирпича. Их мощности в разы превышали мощности производств, ориентированных на выпуск керамического (красного) кирпича. Сегодня все изменилось. В массовом сегменте жилищного строительства произошел фактический отказ от кирпича как главного материала. «Потребление кирпича все в большей степени перемещается в сектор строительства индивидуальных домов. Ведь из современных строительных материалов он один из самых дорогих. Поэтому он применяется при возведении сравнительно небольших сооружений, при застройке крупных жилых массивов использование кирпича стремятся минимизировать, особенно если он закупается у сторонних производителей», — рассказывает Александр Вахмистров.

Эта тенденция не отвечала структуре производственных мощностей, оставшихся с советских времен. Производство силикатного кирпича было в большей степени сконцентрировано в рамках крупных комбинатов стройматериалов, где была возможность совмещать его с индустриальным железобетонным домостроением, а в настоящее время — с производством ячеистого и газобетона. Поэтому, столкнувшись с падением спроса на «силикат», эти предприятия смогли остаться на плаву. Что касается глиняного, керамического кирпича, то он производился на множестве мелких заводов с небольшим уровнем автоматизации. Частично это было связано с привязкой к сырьевой базе (глинам определенного вида), а частично — со ставкой на «силикат» в советское время. Поэтому-то отечественная кирпичная промышленность до сих пор не может в полной мере удовлетворить спрос на качественные марки керамических кирпичей.

Быстрее всего растет спрос на облицовочный, поризованный и клинкерный кирпич, последний отличается повышенной прочностью, долговечностью и влагоустойчивостью. По словам Алексея Гаврилова, управляющего подразделением «ЛСР. Стеновые материалы — Северо-Запад», потребление клинкерного кирпича в последние два-три года ежегодно растет на 20 процентов при объеме рынка 75–80 млн штук условного кирпича, большая часть которого импортируется.

Если производство первых двух типов кирпичей отечественная промышленность более или менее освоила, то все попытки наладить массовый выпуск клинкерного кирпича до последнего времени оставались безуспешными.

«Основные причины отсутствия производства клинкерного кирпича в России — дефицит месторождений специальных глин и необходимость выстраивания правильной технологии. Ранее освоить производство клинкерного кирпича пытались Голицынский кирпичный завод, кирпичный завод “Пятый элемент” в Калининграде, Ревдинский завод на Урале, новый Рябовский завод керамических изделий в Ленинградской области и завод группы компаний Terex в Калужской области», — рассказывает Александр Астрецов, начальник отдела продаж кирпича ГК Terex. По его словам, мощности завода Тerex по клинкерному кирпичу составляют 47 млн условных единиц в год. Но вот уже более двух лет ведется лишь опытно-промышленное производство с объемами выпуска менее 1 млн штук в год. «Действительно, основная проблема — недостаток подходящего сырья. Нужна тугоплавкая глина, наиболее подходящие места для ее добычи — восток Центрального округа и Северо-Западный округ», — согласен с Астрецовым Денис Анисимов.

Клинкерный кирпич в среднем в два раза дороже традиционного керамического. Та компания, которая первой сможет освоить массовое производство клинкерного кирпича надлежащего качества, получит весь российский рынок. Возможно, этой компанией и станет Группа ЛСР, которая не только владеет месторождением соответствующих глин в Никольском, но и обладает договорами о поставках крайне дорогого оборудования немецких и японских компаний. Именно по этой причине полные инвестиции в строительство завода в Никольском составят умопомрачительные для отрасли 10 млрд рублей.

Источник

Предметный указатель: