Интервью Ген.директора "ЛСР-Цемент" Сергея Бегоулева: «Высокое качество цемента – долговечность строительных объектов»

30.01.2013

– Как вы оцениваете потребности Петербурга в цементе? Покрывают ли их местные производители?

– Сегодня в нашем регионе недостатка цемента нет. Но  ситуация не всегда была такой. В период подъема строительной отрасли в 2000 годах совокупная мощность цементных заводов Ленинградского региона составляла 3,8 миллиона тонн. При этом не хватало примерно 1,5–2 миллионов тонн цемента –порядка 25 процентов от общего объема производства. Особенно острый дефицит наблюдался в сегменте высокомарочного цемента, основной объем которого привозили из Латвии и с заводов ЦФО.
За последние три года объем производства в регионе вырос примерно на 35 процентов, с 2,6 до 4 миллионов тонн в год. Средний темп роста от  года к  году не  ниже 14,5 процентов. Это очень хороший показатель, выше общероссийского. Но недостаток цемента в регионе сохранялся почти до 2012 года. После запуска нашего завода вопрос дефицита общестроительного цемента в регионе закрыт. Есть даже определенный запас для увеличения производственных мощностей. Но строительный комплекс возвращается на докризисный уровень, и потребление цемента продолжает расти.

– В 2013 году спрос на цемент тоже будет расти?

– Рынок восстанавливается, в регионе все еще велик неудовлетворенный спрос на жилье, поэтому мы рассчитываем на рост. Наш прогноз – до 9 процентов по отношению к 2012 году. Возможно, в ближайшие годы мы не увидим больше таких высоких темпов роста, как в период с 2009-го по 2012-й, но по ложительный вектор заложен. Объемы продаж растут: в 2012 году мы отгрузили 1,2 миллиона тонн. Но пока завод работает на 65–70 процентов от проектной мощности. На полную мощность –1,86 миллиона тонн в год – мы рассчитываем выйти уже в ближайшее время.

– Используют ли петербургские строители импортный цемент?

– Да, используют. Потребление импортного цемента оценивается в 7 процентов. Объем поставляемого в регион цемента составляет 200–250 тысяч тонн в год. Но вывоз цемента из региона сегодня превышает ввоз. Основной импортер – Латвия (завод Cemex). Также поставки идут из Литвы, Эстонии, Дании, Великобритании, Бельгии и Германии. В последнее время, после запуска заводов в Белоруссии, растет доля поставок из этого региона. В основном ввозят специальный цемент (белый, пуццолановый, тампонажный), который не производится в нашем регионе, а также высокомарочный цемент.

– на какую марку цемента  спрос сегодня больше? И что есть на рынке?

– Спрос в нашем регионе традиционный – на цемент марки ЦЕМ II/А-Ш 32,5 Н, аналог ПЦ400 Д20. Это основная марка цемента, которую много лет выпускают заводы региона. А высокомарочный цемент, который используется в основном для инфраструктурного строительства, заводы также производят, но в меньшем количестве. Сейчас на Северо-Западе увеличивается спрос именно на этот вид цементной продукции. По нашим данным, по итогам 9 месяцев 2012 года доля высокомарочного цемента (ЦЕМ I 42,5, аналог ПЦ500 Д0) на рынке региона составила 38 процентов от общего объема потребления, что на 10 процентов превысило показатели аналогичного периода 2011 года. Общий объем продукции этого класса, выпускаемого в Ленинградском регионе, составляет 57 процентов. Предприятия, расположенные за пределами СЗФО, занимают долю в 24 процента. Около 19 процентов импортируется из Латвии, Литвы, Дании и других европейских стран. В декабре прошлого года завод «ЛСР-Цемент» также начал поставлять на рынок высокомарочный цемент. В этом году планируем выпустить около 500 тысяч тонн и занять около 10 процентов регионального рынка высокомарочного цемента.

– Строительство цементного завода – дорогостоящее мероприятие, видимо, поэтому в России такие заводы долго не строились. теперь можно говорить о возрождении цементных производств?

– В начале 2000-х мощностей существующих заводов вполне хватало, чтобы обеспечить отрасль; даже на экспорт цемент уходил, а доля импорта была ничтожно мала. Но уже к середине 2000-х цементная отрасль по всей стране находилась в тяжелом состоянии.  Большинство заводов были построены 50–60 лет назад, нуждались в модернизации. Цементное производство – одно из наиболее фондоемких, поэтому в реконструкцию или новое строительство никто не вкладывался. В 2007–2008 годах цементная промышленность стала одной из самых привлекательных с точки зрения инвестиций. Цены на цемент в некоторых регионах России доходили до 7 тысяч рублей за тонну. Было заявлено о строительстве минимум 10 новых заводов. Но в кризис большинство проектов было заморожено. Наш завод – один из немногих в России, чье строительство продолжилось в кризисный период. В целом по России более 75 процентов от всех цементных мощностей устарели и нуждаются в значительной модернизации. Они продолжают производить цемент по «мокрому», крайне затратному способу. Но ситуация налаживается, а прогнозы аналитиков говорят о том, что новые мощности просто необходимы для обеспечения строительной отрасли высококачественным цементом.

– Кто ваши основные конкуренты в регионе?

– В регионе, кроме нашего, работают еще три завода. По объему производства мы – вторые в  регионе. Несмотря на то что наш завод вышел на рынок чуть больше года назад, сегодня мы уверенно занимаем около 19 процентов рынка. Наш завод построен с учетом последних разработок в мировой цементной промышленности и имеет высокую степень автоматизации. На  обычном цементном заводе советского образца работает больше тысячи человек, а у нас – чуть больше пятисот. В отличие от трех четвертей отечественных заводов, которые производят цемент «мокрым» способом, у нас «сухой» способ производства, который уменьшает расход топлива в полтора раза. На сегодняшний день «ЛСР-Цемент» – самое современное с точки зрения энергоэффективности и экологичности производство не только в России, но и в Европе.

– Как правило, весной цены на все строительные материалы растут. Почему рост цен на цемент больше, чем на прочие материалы?

– Цены на любой продукт отражают две позиции: себестоимость его производства и спрос. С себестоимостью понятно – все составляющие дорожают: газ, вода, электричество, железнодорожные тарифы, заработная плата. Больше всего влияют цены на газ и электричество – производство цемента очень энергоемкое. Но в  2012  году цены выросли меньше, чем могли бы. Одним из сдерживающих факторов роста цен стал выход на рынок нашего завода. И если объем производства в прошлом году уже вышел на докризисный уровень, то цены этого уровня пока не достигли.

Источник

Предметный указатель: