Цементную отрасль ждет транспортный коллапс — реальные объемы потребления могут составить более 61 млн. тонн

16.04.2012
фото Бабиновский цементный завод

Российские производители цемента уверены, что в текущем году реальные объемы потребления этого строительного материала по темпам прироста могут превзойти все ожидания и составить более 61 млн. тонн. Это на 9% выше показателей 2011 года.

Столь оптимистичный прогноз специалисты, прежде всего, связывают со значительным ускорением темпов капитального и дорожного строительства в стране. Однако серьезным фактором риска, сдерживающим развитие отечественной цементной отрасли, остается проблема транспортировки.

Только в марте 2012 года, по данным СМПРО, объем отгрузок цемента железнодорожным транспортом повысился на 43,3% по сравнению с февралем и составил примерно 2,75 млн. тонн, а цена аренды с начала года подорожала на 10-15%. Поэтому уже сейчас участники рынка опасаются повторения печальной ситуации, сложившейся прошлым летом. Тогда из-за резкого всплеска спроса на цемент железная дорога в силу острой нехватки вагонов перестала справляться с доставкой заказов. Сроки перевозок выросли в 2-3 раза, увеличилась и стоимость пользования дефицитными вагонами. В результате, заводам пришлось до 60% всего цемента отправлять автотранспортом, которого также не хватило всем желающим. По статистике, цена на цемент с автодоставкой поднялась почти в 3 раза по сравнению с весной 2011 года. Транспортный коллапс продолжался до самого октября.

Решение логистических проблем участники рынка видят в увеличение парка цементовозов как у потребителя, так и у производителей цемента. Однако этот метод нельзя считать универсальным, поскольку автоперевозка на дальние расстояния обходится слишком дорого. К тому же по правилам, установленным Росавтодором, эксплуатация крупнотоннажных грузовиков на федеральных трассах при температуре свыше 35 градусов запрещена, что летом становится серьезной проблемой в процессе перевозки.

Управлять собственным парком железнодорожных вагонов может далеко не каждый завод-производитель цемента. Для этого необходимо закупить дорогостоящие хоппер-цементовозы и маневровые локомотивы, создать собственное депо, диспетчерскую и ремонтные службы. Затраты на реализацию такого проекта будут соизмеримы со строительством нового цементного завода.

"Оптимальный вариант решения проблем транспортировки — это более активно работать с заказчиками своего региона и развивать собственный логистический центр, считает Игорь Дунаев, технический директор ОАО "Цемент", к.т.н. - Так, начиная строительство Бабиновского завода, мы в первую очередь продумали систему логистики товара. Предприятие находится всего в 5 км от карьера, где будет добываться сырье, и в непосредственной близости от федеральной трассы М10 (E105): Москва–Санкт-Петербург ("Россия") и Санкт-Петербург–Выборг ("Скандинавия"). Это позволит максимально упростить отгрузки цемента заказчикам.

Располагаясь всего в 100 км от Санкт-Петербурга — экономического центра Северо-Западного региона, где темпы строительства постоянно ускоряются, предприятие может рассчитывать на обширный пул клиентов. Подтверждение тому — серьезные предварительные договоренности, которыми заручился завод еще на этапе строительства.

Что касается собственного логистического центра, то планируется закупить около 80 цементовозов, а также провести ряд мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры. В частности, будут организованы грузоперевозки через железнодорожную станцию "Торфяное" и обеспечен выход к портам Финского залива. Все это сделает систему поставки цемента, произведенного БЦЗ, эффективной и выгодной для потребителя".

Источник: пресс-служба ОАО «Цемент».

Предметный указатель: 

4 Comments

ankab аватар.

Ну что сказать, молодцы

Ну что сказать, молодцы ребята, видимо всерьез взялись за строительство. Цемент сейчас в большом дефиците, а Питер и Ленинградская область на сегодняшний день, вторые по объемам потребления цемента после Москвы. В этом регионе большое развитие  получило монолитное домостроение, потребляющее большие объемы бетона, поэтому цементная отрасль важную роль играет. Так что БЦЗ здесь совсем не лишним будет

Кризис слава богу пережили,

Кризис слава богу пережили, строительная отрасль развивается полным ходом. Так что естесственно новый цементный завод не будет лишним. Тем более, что БЦЗ будет выпускать больше 2 млн тонн цемента в год "сухим" способом. Глядишь, в будущем и цены на цемент снизятся, и не придется импортное сырье закупать, своего будет хватать с лихвой )))

Последнее время по рынку

Последнее время по рынку ходит слух, что с 1 января 2014 года на все крупнейшие федеральные и региональные стройки цемент смогут поставлять только те заводы, которые производят его "сухим" способом. В этом у Бабиновского завода преимущество