Актуальность стандартов в грузоподъемной технике: пора что-то менять?

13.12.2012

Отмечая тенденцию использования в Российской Федерации и странах СНГ грузоподъемных технологий, можно сказать, что оно ограничено целым рядом факторов. Речь идет в частности об использовании цепных строп, производство которых сводится к очень небольшому числу производителей и технологиями, которые давно устарели. В этом плане можно еще сказать и о цене, которая подчас не соответствует прочности (цена высокая, а качество стали низкое). Но, пожалуй, самой главной проблемой в этой области является отсутствие нормативной базы, которая приводит к отставанию стандартизации. Например, производитель цепей 10-ого класса может не подозревать о цепях 8-ого класса и так далее.

Если взять ситуацию, которая сложилась на этом рынке с текстильными стропами, то она окажется не намного лучше. Хотя текстильные стропы на российском рынке до сих пор являются едва ли не самыми популярными, отсутствие нормативной базы тоже можно отметить. То есть, документация находится в таком состоянии, что проникновение продукта для его использования в странах  СНГ также сдерживается. Так сложилось, что уже давно текстильные стропы являются незаменимыми в целом ряде случаев. С их помощью груз перемещается без повреждений, царапин и максимально аккуратно. Ленты из полиэстера по прочности вполне сопоставимы со сталью, но при этом остаются мягкими, эластичными и не могут «травмировать» груз.

Производство текстильных строп в Западной Европе регламентируется определенными стандартами качества EN 1492-1 и EN 1492-2. В первом случае стандарт предусмотрен для круглопрядных стропов, а во втором - для ленточных строп. Оба этих вида строп изготавливаются из полиэстера, который разделяется по своим грузоподъемным и потребительским свойствам. Также полиэстеровая лента отличается цветовой маркировкой. И те, и другие стропы (ленточные и кольцевые), имеющие грузоподъемность до двадцати тонн, соответствуют государственному стандарту качества Германии. Это стандарт DIN 61360 Form B2N, C2N, А1N. В России все сходится к тому, что на каждом стропе есть ярлык, который указывает грузоподъемность изделия и номер его паспорта. То есть, никакого регламента изготовления, а так же требований и четких, строгих норм его производства просто нет.

Несмотря на свою кажущуюся примитивность, грузоподъемные стропы также подвержены влиянию инновационных веяний и прогресса, как и любые другие изделия подобного плана. Дело в том, что они являются обязательным инструментом как в строительстве, складировании грузов, так и в оборудовании для производства и промышленности. Так что эти простые по сравнению с крановыми весами и высокотехнологичными талями механизмы тоже должны быть под влиянием прогресса. Ведь не секрет, что производители постоянно создают что-то более долговечное, надежное и современное.

В этом году, например, на строительных рынках Европы и Азии появились новые, технически более совершенные, чем их предшественники, материалы для изготовления стропов. При этом важно будет отметить, что не появление, как факт, а именно активный поток производства данных материалов повлиял на рынок. Но, к сожалению, для нашей страны эти материалы пока недоступны и рынок закрыт. Дело в том, что до сих пор наше грузоподъемное оборудовании регламентируется давно устаревшими нормативными актами середины прошлого (20-ого) века. То есть, на наших глазах разворачивается такая ситуация, когда технические возможности 21-ого века идут далеко впереди от стандартов века 20-ого.

Среди положительных тенденций можно отметить появление на рынке России цепей 10-ого класса, которые поставляются производителями из Азии. Эти цепи также появились в Европе и они обладают рядом преимуществ, например, таких, как низкая хладноемкость, высокая ударная вязкость, высокую усталостную емкость и пр. Но, несмотря на эти отличные характеристики, позволяющие широко применять такие цепи в грузоподъемной технике, они имеют и недостатки. Например, многие специалисты отмечают их высокую хрупкость, которая для многих производителей остается очень серьезным барьером. При безупречной защите поверхности стали 10-ого класса ее надежность в плане ударных нагрузок оставляет желать лучшего - именно это привело к тому, что использование чалочных цепей такой марки запрещено.

В любом случае, выход всегда есть, поэтому, наиболее серьезные и авторитетные производители, имеющие свою производственную базу, готовы утверждать и утверждают свои нормы и свои стандарты качества. Но, к сожалению, это не влияет на общую картину рынка. Частное (кустарное) производство никогда не будет попадать под государственные стандарты качества. Именно поэтому некоторые организации и предприятия получают возможность производить продукцию невысокого качества. А полное отсутствие нормативных документов для грузоподъемной техники вынуждает организации отказываться от ее использования. Причем, небезосновательно - ведь если у покупателя нет полной уверенности в качестве продукции, то даже ее высокая эффективность не может быть использована в полной мере. И это правило безусловно затрагивает как текстильные, так и цепные стропы при выборе продукции.

Если взять производство цепных строп, то производители совершенно оправданно делают акцент на их качестве. И здесь вполне логично повышать качество цепи, увеличивая класс используемой стали. Ведь в России цепные стропы приобретают в двух случаях: когда необходимо долгосрочное использование и нужен качественный продукт или когда стропы применяют в условиях, в которых не выдержит любой другой материал (в горячих цехах и пр.).

Рассматривая ситуацию на рынке в целом, можно отметить, что многие предприятия живут сегодняшним днем и не готовы к долгосрочным вложениям в дорогое и эффективное оборудование. Дополнительным сдерживающим фактором является отсутствие нормативной базы. Именно поэтому интерес к инновационным и высокотехнологичным механизмам сдерживается.

Источник

Предметный указатель: