8. Ленточные конвейеры

Ленточные конвейеры разделяют на стационарные (длиной до нескольких сотен метров, километров) и передвижные (длиной от 5 до 20 м). Производительность их колеблется от 20 до 10 тыс. т/ч при ширине ленты от 2000 до 400 мм. Передвижные конвейеры применяются редко.

Стационарный ленточный конвейер (рис. 15) представляет собой бесконечную ленту, огибающую два барабана, один из которых является ведущим, а другой — ведомым. Основные данные по барабанам и роликам конвейеров представлены в табл. 22, 23 и 24.

Лента конвейера должна быть достаточно прочной, так как она является не только органом, несущим груз, но и тяговым элементом; кроме того, она должна обладать такими свойствами, чтобы сцепляемость (коэффициент трения между лентой и барабаном, а также между лентой и транспортируемым материалом) была наибольшей. Изготовляют ленты из нескольких слоев прокладок из хлопчатобумажной ткани, которые связаны между собой сдоями резины и покрыты резиной (табл. 25).

Рис. 15. Ленточный конвейер
1 — электродвигатель; 2 — редуктор; 3 — ведущий барабан; 4 — лента; 5 — ведомый барабан; 6 —натяжное устройство

ТАБЛИЦА 22. Данные по подбору барабанов для ленточных конвейеров с разной шириной ленты

ТАБЛИЦА 23. Данные по подбору роликов для ленточных конвейеров с разной шириной ленты

ТАБЛИЦА 24. Расстояния между рабочими роликоопорами, м

ТАБЛИЦА 25. Рекомендуемая толщина обкладок ленты

Ширина лент и число прокладок стандартизированы ГОСТ 20— 62 [здесь и далее необходимо проверять актуальность стандартов- прим. Простроймат]:

Ширина ленты зависит от размера кусков транспортируемого материала. Зависимость ширины ленты от размера кусков транспортируемого материала следующая:

Более прочны ленты с прокладками из нейлона и других искусственных волокон. Особо прочные ленты изготовляют с каркасом из стальных тросиков, что позволяет увеличивать длину одного конвейера примерно в 10 раз.

По известной величине натяжения Smax выбирают ленту с необходимым количеством прокладок — i:

    (1)

где В — ширина ленты, м; Р — допускаемая нагрузка на 1 м ширины одной прокладки ленты (при обычных хлопчатобумажных прокладках Р=550 кг).

В зависимости от вида груза ленте задается различная скорость. Для транспортирования строительных материалов скорость прорезиненной ленты принимается равной 1,5—4 м/с (табл. 26), для транспортирования штучных грузов — 0,5—0,8 м/с. Ленточные конвейеры позволяют перемещать грузы (при прорезиненной ленте) под углом до 30°.

ТАБЛИЦА 26. Предельные скорости движения ленты, м/с

Как видно из приводимых ниже данных, угол наклона ленты (град — мин) зависит от вида транспортируемого материала.

Рядовой уголь .    .  .............. ........................................19—30
Предварительно дробленый уголь и коксовая мелочь...........19—30
Цементный клинкер........ ................................................20—30
Порода и промпродукт.................................................... 20—00
Шихта для коксования . .    .    . .............................   ......21—00
Рядовой и металлургический кокс  .................................. 18—00
Сульфат аммония .    . ................................................... 18—00
Антрацит рядовой ...... ..........................................  ...... 17—00

Существует следующая зависимость между углом наклона конвейера и скоростью ленты:

Для работы конвейера необходимо, чтобы сила трения между барабаном и лентой была достаточной для перемещения нагруженной ленты. Это усилие равно разности между натяжением в набегающей ветви конвейера Sн и в сбегающей ветви Sсб. Чтобы лента была устойчива в работе, ее предварительно натягивают винтами, перемещающими ось ведомого барабана вместе с барабаном. Натяжение в сбегающей ветви обычно равно предварительному натяжению Sо. Тяговое усилие

     (2)

Натяжение должно обеспечивать необходимую силу трения между лентой и приводным барабаном; при этом стрела провеса нагруженной ленты между отдельными опорными роликами не должна превышать заданной величины, которая зависит от расстояния между роликами:

               (3)

где lp — расстояние между опорными роликами (обычно его принимают равным 1,3 м); — коэффициент провеса (для прорезиненных лент =0,03).

Минимальное натяжение Smin определяют по формуле
                           (4)

где q — масса транспортируемого материала, кг; q1 — масса ленты кг; f — стрела провеса нагруженной ленты lp; —коэффициент провеса для прорезиненной ленты, ранный 0,03.

Для прорезиненной ленты
          (5)

Smin обеспечивает только допустимый провес. Для получения нужных сил трения и надежной работы минимальное натяжное усилие Tmin принимается равным:

      (6)

Производительность ленточных конвейеров, т/ч, определяют по формулам:
а)при горизонтальном транспортировании: для желобчатой ленты
        (7)

для плоской ленты

        (8)

б) при наклонном транспортировании: для желобчатой ленты

        (9)

для плоской ленты

    (10)
где В—ширина ленты, м; — насыпная (объемная) масса материалов, т/м3; V — скорость ленты, м/с; — угол естественного откоса материала в состоянии покоя; — коэффициент, учитывающий угол наклона ленты .

Прижимается он в зависимое от угла наклона ленты :

Ленты общего назначения применяют при температуре окружающей среды от —20 до +50°С. При температурах от —45 до —20°С необходимы морозостойкие ленты, а для транспортирования горячих материалов с температурой до +150°С —теплостойкие. Для транспортирования промасленных материалов, содержащих различные минеральные масла, устанавливают маслостойкие ленты.

Наклонные конвейеры снабжены тормозными устройствами, предотвращающими обратный ход ленты при ее внезапной остановке под грузом. Применяют ленточные остановы, роликовые стопоры и храповые устройства. Натяжное устройство ленточного конвейера должно обеспечивать возможность удлинения ленты на 1,5—2%.

 

Предметный указатель: