О Белоруссии, гипсе и конкуренции

Из прочитанного в сети:

Автор публикации Александр Обухович:

"Сопротивление бесполезно

Само понятие "рынок" содержит лишь два тезиса. Предполагается, что в области производства и продаж некоторого товара действуют достаточно много независимых участников, каждый из которых занимает небольшую долю рынка. И каждый из участников стремится к максимизации собственной прибыли. Равновесие спроса и предложения на рынке достигается, когда ни один новый участник не сможет войти на рынок без существенных затрат. И срок окупаемости этих затрат будет достаточно велик.

Так в теории. На практике такое состояние рынков характерно разве что для мелких локальных рынков. И то, в основном, в субподряде и сфере услуг. А на зрелых рынках, в лучшем случае - олигополия. Все они плотно контролируются. И наша проблема в том, что наши экспортеры свои рынки либо не контролируют, либо контролируют из рук вон плохо. (Что недавно российское ФАС наглядно продемонстрировало БелАЗу.) Поскольку удовольствие это не из дешевых.

Примером такого контроля может служить ситуация с поставками на рубеже веков листа нержавеющей стали. Не знаю, как сейчас, но тогда TissenKrupp и Outukumpu, основные производители листа в Европе, установили для СНГ цены на 20% выше, чем для ЕС. И ничего, все платили. На рынок прорывались отдельные партии листа из Таиланда или обманом выкупленные в ЕС, но в основном – платили.

Другой пример – ситуация на рынке с изделиями из гипса. Тут один из комментаторов сокрушался, что польский гипсокартон не проходит на Россию.

Так ведь и не должен проходить. Все производство и продажа изделий из гипса в Европе поделено между двумя фирмами: Knauf и Rigips (дочерняя Saint-Gobain). Причем в каждой стране работает только одна из них, вторая только обозначает присутствие. Но заметно, что цены и стандарты они согласовывают. В частности, рынки Польши и России контролирует одна фирма – Knauf. В России, на Украине, в Балтии Knauf вообще выкупила все рудники по добыче гипса и всех производителей. За исключением небольшого рудника в Арзамасе, где Saint-Gobain производит смеси. Наш "Белгипс" - чуть не единственный независимый производитель. Но все сырье (гипсовый камень, картон) он покупает у Knauf. Который через политику цен его контролирует и дышать позволяет иногда.

Правда, не думаю, что Knauf не задавил "Белгипс" исключительно из любви к Беларуси. Просто на территории Беларуси – одно из лучших в СНГ месторождений гипса. Пока, правда, не разрабатывается. А должно было бы: кроме "Белгипса" в больших количествах камень у Knauf закупают и наши цементные заводы (идет как добавка). Knauf крутится вокруг этого лакомого кусочка и не желает тут ничего обострять. Но без этого месторождения никакого будущего у "Белгипса" нет. И получается, что условием выживания "Белгипса" на рынке являются неслабые инвестиции в добычу камня. Причем почти только рублевые, поскольку почти всю необходимую технику производим мы сами. Не такое уж сложное это производство, чтобы не справились и без Knauf. Да и картон уже пытались освоить в Слониме, но не довели дело до конца. С учетом потребности цементных заводов – тут все считать надо. И учитывать, что Knauf сопротивляться будет..."

Источник: tut.by

Предметный указатель: