Кирилл Холопик. История становления саморегулирования в строительстве. Взгляд участника. Часть 10

После III Всероссийского съезда. Октябрь 2010 – апрель 2011 года.

III Всероссийский съезд поставил точку в споре о легитимности руководящих органов Национального объединения строителей. С понедельника 4 октября 2010 года аппарат НОСТРОЙ вернулся в обычный ритм работы. Надо было наверстать упущенное за время незапланированной избирательной компании. Считаю, что период между третьим и четвертым Всероссийскими съездами стал самым продуктивным в трехлетней (на дату написания этого текста) истории Национального объединения строителей. К этому периоду больше всего подходят слова Е.В.Басина

(Бюллетень НОСТРОЙ № 6, стр. 60): «Эффективность вашей работы меня поражает. Уже давно, наверное со времен БАМа, не было такого энтузиазма как сегодня».

Распределение обязанностей руководстве аппарата НОСТРОЙ после съезда не изменилось. Руководитель аппарата М.Ю.Викторов

 по-прежнему преимущественно занимался всей организационной, финансовой и кадровой работой. Существенно увеличилось количество заседаний Комитетов и подкомитетов НОСТРОЙ, окружных конференций, различных рабочих групп и координационных советов. Создавались новые Комитеты и подкомитеты, иные рабочие ограны. Так, 11 ноября 2010 года Совет НОСТРОЙ принял решение создать Комитет по строительным материалам, изделиям и конструкциям. Его председателем был избран Лощенко Александр Леонидович.

10 декабря 2010 года Совет избрал координатора по г. Москве - Маркина Николая Петровича.

На заседании Совета 20 апреля 2011 года координатором по Дальневосточному ФО был избран Винтовкин Григорий Иванович,

а и.о. координатора по Центральному ФО - Кривошеин Сергей Викторович.

При этом Совет начал принимать массово решения об отказе создания Комитетов. Было отказано в создании:
Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров (инициатор – Воловик М.В.);

Комитета по антикризисному управлению и финансовому оздоровлению (инициатор – Мордухаев О.С.);

Комитета по строительству объектов культуры, отдыха, спорта и природопользования (инициатор – Трипольский С.Л.);
Комитета по вопросам экспертизы, строительному надзору и контролю (инициатор – Бланк В.В.);

Комитета по стандартам деятельности саморегулируемых организаций Национального объединения строителей (инициатор – Бланк В.В.);
Комитета по ипотечному жилищному кредитованию (инициатор – Аристова Л.С.).

Примерно в июле 2010 года президент НОСТРОЙ Е.В.Басин запретил принимать новых сотрудников в аппарат. Поэтому на дату проведения III съезда из 58 единиц штатного расписания заполнены были только 44 должности, и еще 14 единиц оставались вакантными. Многие подразделения остро нуждались в доукомплектовании. Сразу после съезда начался набор кадров на свободные должности. Чтобы всех обеспечить рабочим местом был снят в аренду дополнительный этаж. Потребовались ремонтные работы. Закупалось большое количество мебели и техники. Всеми этими вопросами занимался руководитель аппарата. Также он продолжал лично курировать организацию конкурса «Строймастер».
В конце 2010 года М.Ю.Викторов защитил докторскую диссертацию. После этого я смог поставить вопрос об увольнении из аппарата НОСТРОЙ начальника управления профессионального образования А.Н.Ларионова,

который отсутствовал на работе более полугода. Он болел, но во время болезни находил возможность помогать Михаилу Юрьевичу в научной работе. Мне же нужна была помощь в работе по развитию Единой системы аттестации. После защиты диссертации Михаил Юрьевич пошел мне на встречу и принял на должность начальника управления энергичную Надежду Александровну Прокопьеву,

квалифицированного юриста, имевшую опыт директорства в СРО «Союз строителей Якутии». Деятельность управления профессионального образования вернулась в мое ведение.
К проектам, лично курируемым руководителем аппарата, следует отнести первые спортивные мероприятия НОСТРОЙ:
13 ноября 2010 года - соревнования по пейнтболу;
23 февраля 2011 года - соревнования по лыжам.
Несмотря на то, что соревнования прошли успешно и в них приняли участие значительное количество команд от саморегулируемых организаций, в последующем пришлось выслушать много нареканий на сам факт финансирования НОСТРОЙ такой деятельности.

После съезда по нарастающей шла работа в области технического регулирования под руководством заместителя руководителя аппарата Л.С.Бариновой.

НОСТРОЙ участвовал в большом количестве разных мероприятий на эту тему. Результат работы выражался в утверждении важных документов:
Порядка организации работ по формированию и реализации Программы стандартизации НОСТРОЙ (решение Совета от 11 ноября 2010 года);
Программы стандартизации на 2010-2012 годы (решение Совета от 20 апреля 2011 года);
типовых стандартов НОСТРОЙ по внутренним инженерным сетям зданий и сооружений (решение Совета от 20 апреля 2011 года).
Событием для объединения стала государственная регистрация Системы добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ.
К концу 2010 года НОСТРОЙ заключил 34 договора на выполнение различных работ в сфере технического регулирования. Была начата разработка 24 стандартов и 5 рекомендаций Национального объединения строителей по следующей тематике: подземное строительство; печи, тепловые агрегаты и трубы; фасадные системы; конструкции бетонные и железобетонные; кровли; инженерные сети; светопрозрачные конструкции (окна); капитальный ремонт; система менеджмента качества; энергоэффективность.

Мне было поручено курировать деятельность департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования, департамента мониторинга саморегулирования и взаимодействия с органами государственного надзора, управления информационного обеспечения, организационно-правового управления (в части разработки регламентных документов). Добавилось кураторство деятельности управления профессионального образования.
После съезда возобновились еженедельные заседания рабочей группы по унификации документов СРО. В период до IV Всероссийского съезда удалось завершить работу над:
унифицированным Положением о порядке выдачи свидетельства о допуске (утверждены решением Совета от 11 ноября 2010 года);
предложениями Национального объединения строителей по приведению Перечня видов работ в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ (утверждены решением Совета от 11 ноября 2010 года);
пакетом изменений в Унифицированные требования к выдаче свидетельства о допуске (утверждены решением Совета от 10 декабря 2010 года);
предложениями Национального объединения строителей по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 № 48 (утверждены решением Совета от 11 ноября 2010 года).

В области нормотворчества и методологии саморегулирования (директор департамента -Л.Е.Бандорин,

заместитель директора - А.Ф.Суров) нам удалось выйти на неплохой уровень работы. НОСТРОЙ смог заявить о себе, как о квалифицированном эксперте, к мнению которого власти стоит прислушиваться. С нами реально стали советоваться и учитывать наше мнение. В вопросах формировании позиции объединения я ощущал высокую степень доверия со стороны президента НОСТРОЙ Е.В.Басина и курирующего это направление вице-президента В.С.Опекунова.

Это ко многому обязывало. Любой документ или письмо, готовящиеся департаментом нормативного обеспечения и развития саморегулирования, всегда подвергались коллективному мозговому штурму. Нередко мы пропускали установленные сроки. Для меня важнее было качество документа. Характерным является пример с ответом на письмо Союза строителей Республики Башкортостан, в котором ставились сложные вопросы о праве СРО участвовать в регламентации требований в области охраны труда и контроле за соблюдением этих требований. Ответ мы готовили почти три месяца в жарких спорах внутри аппарата. Неоднократно я возвращал проект ответа на доработку. Таких случаев у нас были десятки. Но за свою визу или подпись под такими методологическими разъяснениями мне и сотрудникам департамента было не стыдно. Еще более ответственно мы подходили к нормотворческой работе. К сожалению, основной результат нормотворческой деятельности заключался в блокировании нами различных вредных для строительной отрасли инициатив. Для продвижения собственных разработок сил департамента было явно недостаточно. На внутренних совещаниях руководства аппарата я регулярно ставил вопрос о разделении экспертной и лоббистской деятельности. Однако понимания в этом вопросе не находил.
Большим достижением Национального объединения стало утверждение Правительством Российской Федерации постановления № 207 от 24 марта 2011 года, которым была принята новая редакция минимальных требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства.
К важным событиям того периода можно отнести также:
совещание под председательством премьер-министра Владимира Путина по вопросам строительства жилья в регионах с участием Президента НОСТРОЙ Е.В.Басина (состоялось 3 февраля 2011 года);
совещание под председательством премьер-министра Владимира Путина о мерах по развитию строительного комплекса в Российской Федерации с участием Президента НОСТРОЙ Е.В.Басина (состоялось 25 апреля 2011 года);
парламентские слушания «О правовом регулировании размещения государственных и муниципальных заказов на строительство зданий и сооружений: проблемы и основные направления совершенствования» (состоялись 18 октября 2010 года);
заседания Координационного совета при Минрегионе России по взаимодействию с национальными объединениями, состоявшиеся 16 декабря 2010 года, 2 марта и 26 апреля 2011 года. Все они проходили под председательством заместителя Министра регионального развития К.Ю.Королевского;
рассмотрение на заседании правительственной комиссии по административной реформе 8 февраля 2011 года вопроса об отмене отраслевых особенностей в законодательстве о саморегулировании;
заседания рабочих групп при Координационном совете (председатели – В.С.Опекунов и К.В.Холопик),

состоявшиеся 1 февраля23 марта 2011 года;
заседания рабочей группы НОСТРОЙ по подготовке изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации (председатель – Л.Е.Бандорин);
многочисленные совещания по разграничению саморегулирования в области строительства и пожарной безопасности.
Подготовкой позиции НОСТРОЙ к указанным мероприятиям занимался департамент нормативного обеспечения и развития саморегулирования.
С января 2011 года началась работа по мониторингу административных процедур в строительстве с охватом более 60 городов России, которая в последующем получила высокую оценку Правительства Российской Федерации.

В области разработки регламентирующих документов НОСТРОЙ (начальник организационно-правового управления - Еремина Ю.А.) также удалось неплохо продвинуться. Совет НОСТРОЙ в период между III и IV съездами утвердил:
Порядок возмещения расходов членам Совета Национального объединения строителей (решение от 11 ноября 2010 года);
Порядок возмещения расходов членам Ревизионной комиссии, Координаторам, председателям Комитетов (решение от 10 декабря 2010 года);
порядок принятия решений о создании Комитетов в форме поправок в Регламент Совета (решение от 10 декабря 2010 года);
Положение о порядке начисления саморегулируемым организациям отчислений на нужды Национального объединения строителей (решение от 10 декабря 2010 года);
Положения о поддержке субъектов малого предпринимательства (решение от 25 февраля 2011 года);
Положение о Ревизионной комиссии (решение от 20 апреля 2011 года);
Регламент окружных конференций (решение от 20 апреля 2011 года).

Важнейшими достижениями управления профессионального образования (начальник – Н.А.Прокопьева, заместитель начальника – И.П.Новичкова) в этот период были разработанные и согласованные на окружных конференциях, Комитете по профессиональному образованию следующие документы в области аттестации:
План внедрения Единой системы аттестации (решение Совета от 11 ноября 2010 года);
Положение о Единой системе аттестации и Унифицированное Положение об аттестации работников членов СРО (решение Совета от 20 апреля 2011 года).
Большую поддержку этому проекту оказывал вице-президент НОСТРОЙ А.В.Ишин.

Знаменательным событием стала выдача первого аттестата ЕСА 11 марта 2011 года. Он был вручен на пресс-конференции в РИА НОВОСТИ Виктору Борисовичу Кругликову (ООО «АрктурСтрой»).

По инициативе окружной конференции СРО Приволжского федерального округа управлением профессионального образования была выполнена работа по совершенствованию Методических рекомендаций по формированию типовых учебных программ повышения квалификации. Мы подготовили решение о снятии ограничений на укрупнение образовательных модулей в рамках программ, которое было утверждено Советом НОСТРОЙ 20 апреля 2011 года.

В раках департамента мониторинга (директор – В.В.Ревинский)

удалось развить несколько новых направлений. В их числе:
добровольный аудит деятельности СРО. Положение о добровольном аудите было утверждено Советом 10 декабря 2010 года;
мониторинг аварий;
мониторинг результатов электронных аукционов по заключению государственных и муниципальных контрактов на выполнение строительных работ.
Серьезное влияние на работу департамента оказал доклад «Сомнительные свидетельства», который был сделал на заседании Совета НОСТРОЙ 11 ноября 2010 года генеральным директором СРО "ЮграСтрой" Фомагиным Валерием Борисовичем.

По итогам его выступления Совет дал поручение аппарату провести мониторинг деятельности саморегулируемых организаций по представленной в докладе методике, по результатам проведенного мониторинга разместить на сайте объединения сведения о саморегулируемых организациях, в деятельности которых допущены нарушения. Мы сделали попытку наладить на регулярной основе издание подобных докладов Национальным объединением строителей. Первое (к сожалению, и последнее) исследование коммерциализации саморегулирования по заказу НОСТРОЙ выполнило агентство INFOLINE в марте 2011 года. Нам было представлено три отчета: о коммерциализации вступления в СРОо коммерциализации повышения квалификациио рынке торговли компаниями с допусками СРО. Работа была выполнена непосредственно перед IV Всероссийским съездом. Поэтому руководитель аппарата принял решение отложить ее опубликование, чтобы не потерять голоса руководителей отдельных СРО. После съезда департамент мониторинга вышел из моего подчинения, а результаты исследования так и не увидели свет. Представляется, что засекречивание отчетов было связано с тем, что в них упоминались достаточно известные саморегулируемые организации и образовательные учреждения, с которыми у руководства НОСТРОЙ налажены хорошие отношения. Внешнему миру за все время существования НОСТРОЙ смог предъявить только один содержательный доклад по теме коммерциализации. Мне было доверено представить его от имени НОСТРОЙ на Координационном совете при Минрегионе России 24 мая 2011 года. Продолжения такая работа не получила.
По заказу НОСТРОЙ компания INFOLINE  в апреле 2011 года также выполнила исследование, которое затрагивало деятельность конкретных саморегулируемых организаций - Альянс строителей Оренбуржья и Межрегиональное объединение строителей, г.Саратов. Выбор для исследования городов Оренбург и Саратов был обусловлен тем, что руководители указанных СРО А.А.Таушев 

и В.Д.Константинов 

были членами Совета НОСТРОЙ и активно критиковали деятельность аппарата. Однако INFOLINE ничего особо криминального в отношении указанных СРО не выявил, поэтому данное исследование также осталось без опубликования.

Работа управления информационного обеспечения (начальники - М.Ю.Ледовский до ноября и Л.Г.Поршнева 

с ноября 2010 года, заместитель начальника - О.Г.Воронцов) в этот период обеспечила:
государственную регистрацию Бюллетеня НОСТРОЙ в качестве СМИ;
издание первого сборника разъяснений в сфере саморегулирования;
издание справочника саморегулируемых организаций;
издание комментария к Главе 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Осенью 2010 – весной 2011 года было осуществлена первая модернизация сайта НОСТРОЙ. Сайт был переведен на сервер в специализированный дата центр, обеспечивающий защиту от DDOS атак. Было положено начало формирования единого реестра членов СРО, презентация которого состоялась на IV Всероссийском съезде. В феврале 2011 года заработал сайт Единой системы аттестации, что позволило начать формирование электронной базы тестов. В марте началась эксплуатация модуля, обеспечивающего прохождение тестирования и внесения сведений о решениях аттестационных комиссий.

Скорее всего читателю данная глава представилась как скучный бравый отчет о текущей деятельности аппарата НОСТРОЙ за конкретный период работы. Но на самой деле я не случайно так много места уделил перечислению сделанного в течении всего 7 месяцев с октября 2010 по апрель 2011 года. С того времени прошло 2 года. Работники аппарата, председатели Комитетов и координаторы приобрели опыт, штат объединения увеличился в два раза, объем финансирования в три раза. Очевидно, что эффективность работы объединения должна была УВЕЛИЧИТЬСЯ в разы. Посвященные сами могут оценить и сравнить объем и полезность сделанного в тот период и за последние 7 месяцев сегодняшней работы объединения. На мой субъективный взгляд результативность работы НОСТРОЙ кратно СНИЗИЛАСЬ. Почему? Об этом в последующих главах.

Отмечу, что в тот период руководитель аппарата М.Ю.Викторов практически не вмешивался в мою работу. Я ежедневно подробно информировал его о деятельности своей и подчиненных мне подразделений. С моей стороны не было ни одного шага, о котором он бы не знал.

По материалам автора

 

Предметный указатель: